Оценщик.ру Добавить в избранное
Сделать стартовой
 
Оценщик.ру
  Новости
События
Форум
Поиск по сайту
Контакты | Реклама
Работа
  Поиск
Вакансии
Резюме
Добавить резюме
Добавить вакансию
Оценка
  Методики
Отчеты об оценке
Обзоры, аналитика
Справочники и нормативы
Словарь оценщика
Курсы оценщиков
СРО Оценщиков
Оценка для опеки
Интерактив
  Кадастровая оценка
Интервью
Статьи
Рейтинги
Вопрос-ответ
Авторы на Оценщик.ру
Проекты Отдела оценки Росимущества
Конкурсы, тендеры
Экспертиза
 Рабочая группа по экспертизе отчетов об оценке

Рекомендуем оценочную компанию:



Нормативные акты / Положения


Оставить комментарий | Читать комментарии

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ
от 4 марта 2021 г. N 755-П

О единой методике
определения размера расходов на восстановительный ремонт
в отношении поврежденного транспортного средства

Настоящее Положение на основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2019, N 18, ст. 2212) устанавливает единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

[ Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2021 г. Регистрационный № 63845 ]

Приложения:

Глава 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение содержит единые требования к определению размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

1.2. Требования настоящего Положения являются обязательными для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр транспортного средства, определяют размер расходов на восстановительный ремонт транспортного средства и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2020, N 50, ст. 8074) (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"), экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств в соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Глава 2. Идентификация транспортного средства и порядок установления наличия и характера повреждений транспортного средства, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт

2.1. Идентификация поврежденного транспортного средства, представленного на осмотр (далее - транспортное средство), должна проводиться с целью установления:

  • идентификационного номера транспортного средства (VIN);
  • номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) и их соответствия сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, регистрационных документах на транспортное средство, документах о дорожно-транспортном происшествии;
  • типа, марки, модели, даты (года) изготовления (выпуска) транспортного средства (или его комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);
  • типа коробки передач (автоматическая, механическая);
  • цвета и типа лакокрасочного покрытия;
  • основных технических характеристик и комплектации транспортного средства.

В случае если в процессе идентификации установлено несоответствие идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, регистрационных документах на транспортное средство, документах о дорожно-транспортном происшествии, или обнаружены следы изменений идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), указанное обстоятельство должно быть отражено в акте осмотра транспортного средства (далее - акт осмотра), указанном в абзаце третьем пункта 2.2 настоящего Положения, и (или) экспертном заключении, составленном по результатам проведения независимой технической экспертизы транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - экспертное заключение), и (или) заключении, составленном по результатам проведения судебной экспертизы транспортного средства, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.2. Первичное установление наличия и характера повреждений транспортного средства, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт, должно производиться во время осмотра транспортного средства.

Осмотр транспортного средства является этапом исследования, проводимым непосредственно экспертом-техником или страховщиком (представителем страховщика) с использованием его специальных знаний.

Результаты осмотра транспортного средства должны фиксироваться актом осмотра. Акт осмотра должен включать в себя следующие сведения:

  • основание для проведения осмотра транспортного средства;
  • дату осмотра транспортного средства (в том числе время начала и окончания проведения осмотра);
  • место и условия проведения осмотра транспортного средства;
  • данные регистрационных документов транспортного средства;
  • сведения о владельце транспортного средства (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица);
  • сведения о соответствии (несоответствии) идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, регистрационных документах на транспортное средство, документах о дорожно-транспортном происшествии;
  • дату повреждения транспортного средства;
  • информацию о пробеге транспортного средства с указанием источника данной информации;
  • дату (год) изготовления (выпуска) транспортного средства;
  • дату начала эксплуатации транспортного средства;
  • сведения о комплектации транспортного средства;
  • информацию о повреждениях транспортного средства (характеристиках поврежденных элементов с указанием расположения, вида и объема повреждения);
  • информацию о дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях аварийного характера, не относящихся к заявляемому событию, следах ранее проведенного ремонта;
  • данные по определению технического состояния транспортного средства либо его остатков;
  • информацию о возможных скрытых повреждениях транспортного средства (повреждениях, которые не могут быть выявлены органолептическим методом, без использования средств технического диагностирования) с указанием примерного места расположения и характера таких повреждений;
  • информацию о пробах материала и об элементах транспортного средства, взятых для исследования (с описанием причины, вида и цели исследования);
  • фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), подпись лица, осуществившего осмотр транспортного средства;
  • фамилии, имена, отчества (последнее при наличии), замечания (при наличии) и подписи лиц, присутствовавших при осмотре транспортного средства;
  • дату составления акта осмотра транспортного средства.

Обязательным приложением к акту осмотра транспортного средства являются фотоматериалы. Фотографирование поврежденного транспортного средства должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в приложении 1 к настоящему Положению. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеоматериал (при наличии).

При первичном осмотре повреждения транспортного средства фиксируются по результатам внешнего осмотра органолептическим методом, без проведения демонтажных работ.

В случае необходимости при первичном осмотре транспортного средства применяются инструментальные методы с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования в соответствии с технической документацией и инструкциями по эксплуатации и применению указанных технических средств и оборудования, а также осуществляется проведение демонтажных работ.

С целью определения причин повреждений узлов, агрегатов, систем пассивной и активной безопасности, мультимедийных, электронных устройств, электронных блоков управления системами транспортного средства и их соответствия заявленным обстоятельствам должны применяться инструментальные методы с использованием диагностического оборудования.

2.3. В случаях, когда осмотр транспортного средства невозможен (например, если транспортное средство находится в отдаленном или труднодоступном месте), установление повреждений транспортного средства допускается без его непосредственного осмотра - на основании представленных потерпевшим фотоматериалов (видеоматериалов - при их наличии), на которых зафиксированы повреждения транспортного средства, и документов, указанных в абзаце третьем пункта 2.1 настоящего Положения, при наличии письменного согласия потерпевшего и страховщика. В указанном случае в экспертном заключении должно быть указано, что транспортное средство не осматривалось (с указанием причин), а определение повреждений проводилось по представленным потерпевшим материалам (документам), с указанием их перечня и источника получения, полным описанием процедуры установления повреждений и их причин.

2.4. Для характеристики повреждений деталей кузова транспортного средства должны использоваться следующие показатели, в зависимости от которых определяются методы и трудоемкость устранения повреждений:

  • площадь повреждения либо отношение площади повреждения к общей площади части, детали (в процентном соотношении или частях) и (или) глубина (объем) повреждения, в отдельных случаях - длина повреждения (количественные показатели);
  • вид (характеристика) деформации детали транспортного средства в зоне повреждения (качественные показатели) с учетом типовых характеристик повреждений транспортного средства согласно приложению 2 к настоящему Положению;
  • конструктивные характеристики детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • локализация (место расположения) повреждений транспортного средства для определения доступности ремонтного воздействия.

2.5. Для характеристики повреждений лакокрасочного покрытия транспортного средства должны использоваться следующие показатели, в зависимости от которых определяются методы, технология и трудоемкость устранения повреждений:

  • тип лакокрасочного покрытия;
  • размерные характеристики повреждения (в единицах измерения или по отношению к размерам части, детали);
  • характеристика послойных повреждений лакокрасочного покрытия (повреждение лака, наружный слой, до грунта, до материала);
  • материал окрашенной части, узла, агрегата или детали транспортного средства (пластик, сталь, алюминий и тому подобное).
  • Определение цвета, типа лакокрасочного покрытия транспортного средства должно производиться с учетом:
  • размещения рекламы на наружных поверхностях транспортного средства;
  • цветографических схем, опознавательных знаков и надписей на наружных поверхностях транспортного средства;
  • наличия изображений, в том числе пленок, автомобильной аэрографии и тому подобного (указываются способ нанесения, примерное содержание изображения, размеры и место его расположения).

2.6. В ходе осмотра транспортного средства должно проводиться описание повреждений исходя из следующих положений.

При наименовании в акте осмотра частей, узлов, агрегатов и деталей должен использоваться следующий порядок: наименование, расположение относительно стороны транспортного средства (например, дверь задняя левая). При наличии возможности нумерации (кодирования) частей, узлов, агрегатов и деталей производится такая нумерация (такое кодирование) с указанием источника информации (печатного издания или расчетно-программного комплекса).

По каждому повреждению должны фиксироваться следующие данные: вид повреждения в соответствии с типовыми характеристиками повреждений транспортного средства, приведенными в приложении 2 к настоящему Положению, место расположения и объем. Объем повреждения определяется линейными размерами (глубиной, шириной, длиной) либо отношением площади поврежденной части к общей площади детали (в процентном соотношении или частях). При фиксации повреждений подушек и ремней безопасности должны быть сфотографированы номера и маркировочные обозначения указанных сработавших элементов (при их наличии).

2.7. Для каждой поврежденной детали (узла, агрегата) транспортного средства должны определяться и указываться в экспертном заключении вид и объем ремонтного воздействия и (или) категория окраски.

Необходимый и достаточный набор (комплекс) работ по восстановительному ремонту транспортного средства должен устанавливаться в зависимости от характера и степени повреждения отдельных частей, узлов, агрегатов и деталей на основе технологии завода-изготовителя, сертифицированных ремонтных технологий с учетом особенностей конструкции деталей (узлов, агрегатов), подвергающихся ремонтным воздействиям, выполнения в необходимом и достаточном объеме вспомогательных и сопутствующих работ по разборке/сборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и так далее для обеспечения доступа к заменяемым и ремонтируемым частям, узлам, агрегатам и деталям, сохранности сопряженных частей, узлов, агрегатов и деталей и соблюдения требований безопасности работ.

Требования завода-изготовителя транспортных средств в части норм, правил и процедур ремонта транспортных средств являются приоритетными при выборе ремонтных воздействий.

В случае выявления повреждений дорогостоящих комплектующих изделий (части, детали, механизмы, узлы и агрегаты, стоимость которых с учетом износа превышает 5 процентов от стоимости транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия), а также двигателя, коробки передач, раздаточной коробки (коробки отбора мощности), ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления, мультимедийных, электронных устройств, электронных блоков управления системами транспортного средства, систем безопасности, блоков предохранителей, а для специализированного транспорта - выявления повреждений агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового транспортного средства, относящихся к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию, в акте осмотра должна делаться запись о необходимости инструментальной диагностики или диагностики и дефектовки с разборкой при наличии технически обоснованных показателей (признаков). Наличие механических повреждений только в виде царапин, задиров и сколов на корпусе к таким признакам не относится и не является основанием для замены узла в сборе, так как не влияет на его эксплуатационные характеристики.

Замена жгута электропроводов должна назначаться только в случае, если его ремонт технологически невозможен. При наличии ремонтного комплекта разъема жгута электропроводов, повреждение такого разъема не является основанием для замены жгута электропроводов в сборе.

Замена кузова, кабины транспортного средства должна назначаться в случае, если их ремонт, восстановление технически невозможны либо экономически нецелесообразны.

Необходимость и объем работ по устранению перекосов должны определяться по результатам замеров либо наличию информативных признаков, свидетельствующих о наличии перекоса. Предельное время по устранению перекосов должно определяться с учетом укрупненных показателей трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова, приведенных в приложении 3 к настоящему Положению, за исключением случаев установления соответствующих нормативов изготовителем транспортного средства или организациями, занимающимися нормированием технологий ремонта транспортных средств.

При отсутствии визуально фиксируемых повреждений деталей (узлов) подвески решение о замене элемента должно приниматься по результатам инструментального контроля либо дополнительного осмотра после выполнения полного восстановления геометрических параметров кузова (рамы) транспортного средства, по результатам измерений углов установки колес с их последующей регулировкой, при условии выхода параметров углов установки колес за предельно допустимые значения.

При назначении замены поврежденных стекол, приборов освещения (электрооборудования) либо частей, узлов, агрегатов и деталей с ресурсом меньшим, чем ресурс транспортного средства (например, аккумуляторная батарея, шины, ремни), или при наличии повреждений и дефектов, не характерных для транспортных средств с аналогичными параметрами, должны быть отдельно зафиксированы их марка (изготовитель), дата (год) изготовления (выпуска), состояние.

Решение о замене деталей, изготовленных из пластиковых материалов, должно приниматься в случае, если изготовитель транспортного средства не регламентирует их ремонт при установленных повреждениях либо если их ремонт и окраска, включая текстурированные поверхности, технически невозможны или экономически нецелесообразны. Решение о замене приборов освещения транспортного средства в случае разрушения их креплений без нарушения работоспособности должно приниматься в случае невозможности ремонта их креплений (отсутствия ремонтных комплектов для ремонта креплений).

Окрасочные работы должны назначаться в минимально допустимом технологией изготовителя объеме, позволяющем восстановить доаварийные свойства транспортного средства. При значительном объеме окрашиваемых деталей эксперт-техник должен проверить экономическую целесообразность проведения наружной окраски кузова в совокупности с окраской внутренних поверхностей деталей, подлежащих ремонтным воздействиям, в случае если таковая предусмотрена технологией изготовителя транспортного средства.

В случае если на момент дорожно-транспортного происшествия на детали имелась сквозная коррозия либо площадь повреждения лакокрасочного покрытия детали превышала 25 процентов общей площади наружной поверхности детали, либо цвет окраски поврежденной детали не соответствовал основному цвету кузова транспортного средства (за исключением случаев специального цветографического оформления), окраска такой детали не назначается.

2.8. В случае когда в ходе осмотра транспортного средства сделано заключение о полной гибели такого транспортного средства по техническим показателям или предположение об экономической нецелесообразности проведения его восстановительного ремонта, в акте осмотра (или в приложении к нему) должны быть отражены перечень и состояние неповрежденных деталей (узлов, агрегатов) транспортного средства в целях определения их стоимости в качестве годных остатков и зафиксированы эти показатели для определения стоимости транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия.

Глава 3. Порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом поврежденного транспортного средства

3.1. Целью расчета расходов на восстановительный ремонт является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия.

3.2. Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться в отношении повреждений транспортного средства, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.

3.3. Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий и границ региональных товарных рынков (экономических регионов), соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.

3.4. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, снижение их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуются показателем износа.

В соответствии с абзацем вторым пункта 19 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2020, N 22, ст. 3382) размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 - 15.3 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться исходя из стоимости ремонтных работ (работ по восстановлению, в том числе окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), стоимости деталей (узлов, агрегатов) и материалов, используемых в процессе восстановления транспортного средства взамен поврежденных.

Размер расходов по восстановлению поврежденного транспортного средства должен определяться без учета дополнительных расходов, вызванных улучшением и модернизацией транспортного средства.

Расчет размера расходов (в рублях) на восстановительный ремонт производится по формуле:

формула положение ЦБ

где:

Свр - стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);

Рр - расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;

Рм - расходы на материалы;

Рзч - расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).

Результат расчета расходов на восстановительный ремонт при формировании выводов исследования округляется до сотен рублей.

В отношении транспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств и временно используемых на территории Российской Федерации, расчет расходов на восстановительный ремонт и действительной стоимости транспортного средства на день наступления страхового случая не отличается от таких расчетов, установленных в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3.5. Расхождение в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт в отношении транспортного средства, выполненных различными специалистами, следует признавать находящимся в пределах статистической достоверности за счет использования различных технологических решений и погрешностей расчета, если оно не превышает 10 процентов при совпадающем перечне поврежденных деталей (за исключением крепежных элементов, деталей разового монтажа). Предел погрешности рассчитывается как отношение разницы между результатами первичной и повторной экспертизы (в случае проведения повторной экспертизы), к результату первичной экспертизы.

Предел погрешности не может применяться в случае проведения расчета размера расходов с использованием замены деталей на бывшие в употреблении.

3.6. Расчет размера расходов на запасные части должен осуществляться следующим образом.

3.6.1. Количество и перечень деталей (узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства, должно определяться по результатам его осмотра с учетом норм, правил и процедур ремонта транспортных средств, установленных изготовителем транспортного средства, ремонтных технологий, установленных производителями оборудования, материалов для ремонта и окраски транспортных средств, и экономической целесообразности. Если такие нормы, процедуры и правила изготовителя транспортного средства не установлены, должны использоваться ремонтные технологии или нормы, процедуры и правила, установленные для ближайшего аналога.

3.6.2. Определение перечня деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене, и установление размера расходов на запасные части должно проводиться с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей (например, поставка только в комплекте, поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом их стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку).

3.6.3. Размер расходов на запасные части должен рассчитываться по следующей формуле:

формула

где:

Рзч - расходы на запасные части (рублей);

m - количество наименований деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене;

kj - количество единиц детали (узла, агрегата) j-го наименования, подлежащих замене;

Сзчj - стоимость детали (узла, агрегата) j-го наименования, установка которой назначается взамен детали (узла, агрегата) j-го наименования, подлежащего замене (рублей);

Иj - износ детали (узла, агрегата) j-го наименования, подлежащего замене (процентов).

3.6.4. Определение размера расходов на запасные части должно проводиться с учетом следующих условий:

  • наименование детали (узла, агрегата) приводится на русском языке и должно содержать полное наименование, указанное в каталоге запасных частей для этой марки (модели, модификации) транспортного средства, составленном изготовителем транспортного средства, или в электронной базе данных стоимостной информации в отношении деталей (узлов, агрегатов), а при отсутствии таких источников - в программно-расчетном комплексе или прайс-листе поставщика соответствующей детали (узла, агрегата), и ее (его) уникальный номер, присвоенный изготовителем транспортного средства (поставщиком детали (узла, агрегата) или программно-расчетным комплексом);
  • при замене детали (узла, агрегата) на новую деталь (узел, агрегат) такая замена не должна ухудшать безопасность транспортного средства и должна соответствовать обязательным требованиям, если такие требования установлены изготовителем транспортного средства или законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
  • в случаях, предусмотренных технологической документацией, при замене отдельных деталей (узлов, агрегатов) должна быть учтена необходимость их замены с учетом ремонтного комплекта, включающего не только заменяемые комплектующие изделия, а также детали, полностью обеспечивающие устранение повреждения.

Крепежные элементы, детали одноразового использования, применение которых необходимо при выполнении ремонта транспортного средства, в расчет не включаются. Их совокупная стоимость применяется в размере 2 процентов от общей стоимости заменяемых деталей, рассчитанной без износа.

3.6.5. Определение стоимости запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), должна осуществляться путем применения справочника средней стоимости запасных частей, сформированного и утвержденного в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения (далее - Справочник средней стоимости запасных частей).

В случае отсутствия в Справочнике средней стоимости запасных частей стоимостной информации определение средней стоимости запасной части должно проводиться методом статистического наблюдения среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах границ субъекта Российской Федерации, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие.

3.7. Расчет размера расходов на материалы должен осуществляться следующим образом.

3.7.1. Расчет размера расходов на материалы должен проводиться в отношении материалов, на которые осуществляется воздействие в процессе восстановительного ремонта транспортного средства (основные материалы, например: шпатлевки, краски, лаки, герметики, технологические жидкости), материалов, которые в процессе восстановительного ремонта в соответствии с его технологией изменяют физическое или химическое состояние основных материалов и применение которых предусмотрено технологией изготовителя основного материала (расходные и вспомогательные материалы, например: отвердители, растворители, разбавители).

К материалам также должны относиться утраченные вследствие повреждения транспортного средства и необходимые в процессе ремонта хладагенты, тормозные и охлаждающие жидкости. При этом следует учитывать, что если такие эксплуатационные материалы не утрачены, то их расход учитывается только по нормативам на доливку, при условии, что составные части ремонтируются, а не заменяются.

Расчет размера расходов на материалы для окраски должен производиться с применением систем, содержащихся в программных автоматизированных комплексах, применяемых для расчета.

3.7.2. В случае отсутствия возможности проведения расчета с применением систем, содержащихся в программных автоматизированных комплексах, и при условии наличия в экспертном заключении информации, подтверждающей отсутствие такой возможности, размер расходов на материалы должен рассчитываться по следующей формуле:

формула

где:

Рм - расходы на материалы (рублей);

n - количество видов материалов;

Cмi - стоимость одной единицы материала i-го вида (рублей);

NMi - удельная норма расхода материала i-го вида (ремонтных единиц);

KPi - количество ремонтных единиц (например, количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров, квадратных метров), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием материала i-го вида.

При этом стоимость одной единицы материала i-го вида должна определяться с использованием справочника средней стоимости материалов, сформированного и утвержденного в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения (далее - Справочник средней стоимости материалов). В случае отсутствия в Справочнике средней стоимости материалов стоимостной информации определение стоимости материала должно осуществляться методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах субъекта Российской Федерации, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие.

Удельная норма расхода материала i-го вида должна рассчитываться как среднее значение, определенное по данным изготовителей такого материала, представленных на товарном рынке этого материала.

Количество ремонтных единиц (например, количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров, квадратных метров), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием материала i-го вида, должно определяться по результатам осмотра транспортного средства.

3.8. Расчет размера расходов на оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом транспортного средства, должен осуществляться следующим образом.

3.8.1. Размер расходов на оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом транспортного средства, должен рассчитываться как произведение трудоемкости работ (соответствующего вида работ) на среднюю стоимость одного нормо-часа работ по ремонту транспортного средства, включая необходимые арматурные, слесарные, рихтовочные, сварочные, окрасочные, вспомогательные и другие виды работ, требуемые для проведения восстановительного ремонта, с учетом исключения пересекающихся операций.

При определении трудоемкости работ по ремонту повреждений кузова и оперения, а также других узлов, агрегатов и систем транспортного средства должны использоваться нормативы, установленные изготовителем транспортного средства, а в случае их отсутствия - организациями, занимающимися нормированием технологий ремонта транспортных средств. При отсутствии такой документации используются укрупненные показатели трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова, приведенные в приложении 3 к настоящему Положению.

Определение стоимости одного нормо-часа работ должно осуществляться путем применения справочника средней стоимости нормо-часа работ, сформированного и утвержденного в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения (далее - Справочник средней стоимости нормо-часа работ).

В случае отсутствия в Справочнике средней стоимости нормо-часа работ стоимостной информации определение стоимости нормо-часа работ должно проводиться методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (авторемонтных организаций), действующих в пределах субъекта Российской Федерации, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие.

3.8.2. Стоимость устранения повреждений и дефектов путем ремонтных воздействий (например, рихтовки, сварки) при восстановлении кузова транспортного средства не может превышать суммарной стоимости новых запасных частей (без учета износа) и стоимости комплекса работ по замене деталей кузова или стоимости замены кузова в сборе. Аналогичное правило действует в отношении ремонтных воздействий в отношении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). В целом величина затрат на проведение восстановительного ремонта не должна превышать стоимости транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия или аналогичного ему транспортного средства.

Глава 4. Порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)

4.1. Износ комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) должен рассчитываться по следующей формуле:

формула

где:

Ики - износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);

e - основание натурального логарифма (е ≈ 2,72);

ΔT ------ - коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации;

Tки - срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (лет);

ΔL - коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием (деталью, узлом, агрегатом);

Lки - пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия (тысяч километров).

При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Значения коэффициентов ΔT и ΔL для различных категорий и марок транспортных средств приведены в приложении 4 к настоящему Положению.

При этом на комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые находятся в заведомо худшем состоянии, чем общее состояние транспортного средства в целом и его основных частей, вследствие влияния факторов, не учтенных при расчете износа (например, проведение ремонта с нарушением технологии, неустранение значительных повреждений лакокрасочного покрытия), может начисляться дополнительный индивидуальный износ в соответствии с приложением 5 к настоящему Положению. В приложении 5 к настоящему Положению также приведены факторы, при которых значение износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) может быть уменьшено.

4.2. Для комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности) транспортного средства должно приниматься нулевое значение износа.

Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства, приведена в приложении 6 к настоящему Положению.

4.3. Срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) транспортного средства, подлежащего замене, должен рассчитываться в годах (с точностью до первого десятичного знака после запятой) от даты (года) изготовления (выпуска) транспортного средства либо от даты замены такого комплектующего изделия (детали, узла, агрегата).

При невозможности установления календарной даты изготовления должна применяться дата выпуска транспортного средства, определяемая по модельному году изготовления, с последующей корректировкой дня и месяца изготовления.

В этом случае возможна корректировка дня и месяца изготовления, которая должна производиться по календарной дате первого документального подтверждения любого действия с транспортным средством, указанного в сопроводительных документах или используемых экспертом базах данных: даты продажи (передачи), даты оформления таможенных документов, даты первой регистрации транспортного средства и тому подобное, если эта дата совпадает с модельным годом выпуска транспортного средства или меньше его не более чем на 1 год.

В случае отсутствия данных о календарной дате первого документального подтверждения любого действия с транспортным средством или возникновения сомнений относительно ее достоверности, а также если установленный по VIN-коду модельный год изготовления не совпадает с годом выпуска транспортного средства, указанным в свидетельстве о регистрации (паспорте транспортного средства), и превышает его, но не более чем на 1 год, за дату изготовления должно приниматься 1 июля указанного в регистрационных документах года либо первое число месяца начала модельного года транспортного средства.

Во всех остальных случаях при невозможности определить календарную дату изготовления и отсутствии даты первого документального подтверждения любого действия с транспортным средством за дату изготовления (выпуска) должно приниматься 1 января модельного года изготовления.

В случае если по результатам осмотра установлено или имеется документальное подтверждение (например, запись в паспорте транспортного средства, оплаченный заказ-наряд авторемонтной организации, маркировка изготовителем даты (года) изготовления (выпуска) детали) того, что комплектующее изделие (деталь, узел, агрегат) установлено при замене, произведенной до даты дорожно-транспортного происшествия, его возраст должен приниматься равным разности между датой дорожно-транспортного происшествия и датой предыдущей замены, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием должен приниматься равным разности между пробегом транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия и пробегом на дату замены комплектующего изделия.

Пробег транспортного средства должен определяться по одометру. Если одометр неисправен, заменялся или его состояние не соответствует установленным требованиям либо значение пробега по одометру явно не соответствует состоянию транспортного средства и среднегодовому пробегу, пробег с начала эксплуатации определяется расчетным путем в соответствии со справочными данными, приведенными в приложении 7 к настоящему Положению.

4.4. При наличии на поврежденной в дорожно-транспортном происшествии и подлежащей замене детали сквозной коррозии износ такой детали должен устанавливаться по максимально допустимому значению независимо от расчетных показателей (к указанному случаю не относится определение наличия сквозной коррозии по ее следам).

4.5. Износ шины транспортного средства должен рассчитываться по следующей формуле:

формула

где:

Иш - износ шины (процентов);

- высота рисунка протектора новой шины (миллиметров);

- фактическая высота рисунка протектора шины (миллиметров);

Hдоп - минимально допустимая остаточная глубина рисунка протектора шины (миллиметров) в соответствии с пунктом 5.1 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; 2017, N 30, ст. 4666). Износ шины дополнительно увеличивается для шин с возрастом от 3 до 5 лет на 15 процентов, свыше 5 лет - на 25 процентов.

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) поврежденного транспортного средства, исправные и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых предлагается в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства), должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования). К таким изменениям не относятся отверстия, следы среза и иные технологические следы, не препятствующие установке изделия и не ухудшающие его внешнего вида и эксплуатационных качеств.

5.2. При соответствии условиям, предусмотренным пунктом 5.1 настоящего Положения, к годным остаткам относятся:

  • рама (подрамники), навесные составные части кузова в сборе: капот, двери, крышка багажника (дверь задка), детали оперения (крылья съемные), а также бамперы (передний и задний), стекло проемов окон;
  • составные части привода и ходовой части (например, двигатель, коробка передач, мосты) транспортного средства;
  • шины пневматические в комплекте на два или четыре колеса, эксплуатация которых допускается действующими нормами и правилами, колеса в сборе;
  • приборы и оборудование транспортного средства.

Узлы, агрегаты, приборы и оборудование должны считаться работоспособными при выполнении нижеперечисленных условий, если иное не будет установлено их диагностикой или дефектовкой:

  • они расположены вне зоны аварийного контакта;
  • они не имеют следов аварийного контакта и ремонтных воздействий;
  • отсутствуют признаки технической неисправности или неработоспособности, например, в виде подтеков рабочих жидкостей, ощутимых недопустимых люфтов в соединении.
  • К годным остаткам не могут быть отнесены составные части:
  • демонтаж которых требует работ, связанных с применением механического, газосварочного и электродугового резания, а также работ, изменяющих размеры составной части в результате демонтажа;
  • имеющие изменения конструкции, формы, нарушения целостности, не предусмотренные изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);
  • подвергавшиеся ранее ремонтным воздействиям (например, правке, рихтовке, шпатлеванию и так далее);
  • влияющие на безопасность дорожного движения (номенклатура таких составных частей приведена в приложении 6 к настоящему Положению;
  • имеющие коррозионные повреждения;
  • требующие ремонта.

Стоимость годных остатков не определяется, если транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

5.3. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам должны быть отнесены детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Такие комплектующие переходят в распоряжение страховщика. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) должен производиться на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего) в случае письменного обращения потерпевшего с заявлением о передаче ему этих комплектующих.

5.4. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) должна определяться по данным специализированных торгов, осуществляющих реализацию поврежденных транспортных средств без их разборки и вычленения годных остатков. В отсутствие специализированных торгов допускается применение расчетных методов: использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков в соответствии с требованиями глав 3 и 4 настоящего Положения.

5.5. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случаях, если:

  • транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) в срок, не превышающий 15 дней;
  • транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетные методы применяются при условии невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящим Положением.

5.6. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу должна определяться по формуле:

формула

где:

Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

- коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

- коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

Kоп - коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;

Q - процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства;

n - количество неповрежденных элементов (деталей, узлов, агрегатов).

5.7. Коэффициент рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых автомобилей и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники.

5.8. Величина коэффициента должна определяться в соответствии с приложением 8 к настоящему Положению.

5.9. Величина коэффициента Kоп определяется в соответствии с приложением 9 к настоящему Положению.

5.10. Процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства Ci определяется в соответствии с приложением 10 к настоящему Положению.

5.11. Стоимость не подлежащих дальнейшему использованию по назначению остатков транспортного средства определяется произведением стоимости 1 тонны негабаритного стального лома и собственной массы транспортного средства. При этом не учитываются вес цветных металлов и неметаллических материалов.

Глава 6. Порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов)

6.1. Справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства должны формироваться в виде электронных баз данных (далее при совместном упоминании - Справочники).

Справочники формируются и утверждаются профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - профессиональное объединение страховщиков), с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов), под которыми в настоящем Положении понимается территория субъекта Российской Федерации.

6.2. Справочники должны формироваться исходя из следующих подходов и принципов.

6.2.1. В отношении запасных частей исследование в части формирования Справочника средней стоимости запасных частей должно включать в себя следующие обязательные этапы:

  • формирование номенклатуры запасных частей и установление номеров взаимозаменяемых деталей разных изготовителей;
  • определение сертифицированной запасной части, используемой в качестве аналога "оригинальной" запасной части в Справочнике средней стоимости запасных частей;
  • исследование стоимостной информации (базовых цен) на запасные части;
  • определение региональных коэффициентов;
  • установление цен в проекте Справочника средней стоимости запасных частей;
  • публикация проекта Справочника средней стоимости запасных частей;
  • корректировка цен на запасные части в проекте Справочника средней стоимости запасных частей по результатам анализа поступивших замечаний и предложений.

6.2.1.1. При формировании номенклатуры запасных частей профессиональное объединение страховщиков должно использовать данные о номерах запасных частей, содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, кросс-таблицах изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей и прайс-листах торговых организаций, осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

Марка транспортного средства должна включаться в номенклатуру запасных частей, если число договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных в отношении данной марки транспортного средства за предшествующий год, составляет не менее 15 000 (пятнадцати тысяч). Должна обрабатываться информация по всем ценам на запасные части на модели транспортных средств, содержащимся в прайс-листах торговых организаций (официальных дилеров, изготовителей транспортных средств), осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

Номенклатура запасных частей должна формироваться для каждой марки транспортного средства и включать в себя номера оригинальных (составные части конструкции транспортного средства, имеющие упаковку, торговое обозначение изготовителя и установленный им идентификационный номер, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации) запасных частей, номера сертифицированных (не имеющих упаковки, торгового обозначения изготовителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера) запасных частей, соответствующих оригинальным запасным частям изготовителей транспортных средств и наименованиям изготовителей запасных частей.

6.2.1.2. Для установления взаимозаменяемости оригинальных и сертифицированных запасных частей могут использоваться любые доступные источники этой информации (например, информация от изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей (кросс-таблиц).

6.2.1.3. Сбор информации о базовых ценах на запасные части проводится в пределах административных границ города Москвы и Московской области по следующим источникам:

  • прайс-листы изготовителей транспортных средств (максимальные цены перепродажи);
  • прайс-листы официальных дилеров с оптовыми и розничными ценами (организации, уполномоченные изготовителем транспортных средств на реализацию его продукции) (розничные цены дилеров);
  • прайс-листы торговых организаций с оптовыми и розничными ценами, осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

6.2.1.4. Приведение оптовых цен к розничным должно осуществляться применением к прайс-листам с оптовыми ценами розничного коэффициента, размер которого для каждого прайс-листа с оптовыми ценами должен рассчитываться следующим образом.

Цены в оптовом прайс-листе должны ранжироваться в порядке возрастания и разбиваться на 10 равных по количеству запасных частей групп.

В случае если количество позиций в прайс-листе с оптовыми ценами не может быть разделено на 10 равных по количеству позиций групп, количество позиций, вошедших в группу с самыми низкими ценами, может отличаться от количества позиций в остальных группах.

В каждой группе должны выбираться следующие запасные части:

запасная часть, находящаяся первой в перечне запасных частей в группе (с минимальной ценой);

запасная часть, находящаяся последней в перечне запасных частей в группе (с максимальной ценой);

запасная часть, находящаяся в середине перечня запасных частей в группе. Номер позиции, на которой находится середина группы, рассчитывается по формулам:

формула, если в группу входит нечетное число запасных частей;

формула, если в группу входит четное число запасных частей,

где N - номер позиции, на которой находится последняя запасная часть в группе (с максимальной ценой).

Для каждой запасной части в группе, выбранной в соответствии с указанной процедурой, должны подбираться все имеющиеся предложения с розничной ценой, из которых для определения розничного коэффициента цена должна выбираться следующим образом:

  • если найдена только одна цена, то принимается эта цена;
  • если найдено только две розничные цены, то принимается минимальная из этих цен;
  • если найдено более двух розничных цен, то принимается наиболее близкая к минимальной цене, но не минимальная.

В случае если розничная цена для запасной части составляет менее 75 процентов или более 200 процентов от оптовой цены данной запасной части, эта розничная цена не применяется для формирования розничного коэффициента.

В случае если для запасной части, выбранной из группы, не найдены розничные цены, из группы должна быть выбрана другая запасная часть:

  • в случае с минимальной ценой в группе - цена следующей за ней запасной части;
  • в случае с максимальной ценой в группе - цена предшествующей ей запасной части;
  • в случае с ценой детали в середине группы - цена следующей за ней запасной части.

Расчет розничного коэффициента для каждой из групп должен осуществляться для минимальной, средней и максимальной цены из группы посредством расчета розничного коэффициента, равного отношению розничной цены данной запасной части к ее оптовой цене.

Розничный коэффициент для отдельной группы запасных частей из оптового прайс-листа должен устанавливаться равным среднему арифметическому значению описанных выше трех розничных коэффициентов.

Розничный коэффициент для оптового прайс-листа должен устанавливаться равным среднему арифметическому значению розничных коэффициентов, определенных для каждой из групп.

6.2.1.5. Процедура формирования базовой стоимости запасной части должна состоять из следующих этапов:

  • формируется перечень цен на оригинальную запасную часть;
  • из указанного перечня выбирается минимальная (если в перечне имеются только две позиции) или наиболее близкая к минимальной, но не минимальная (если в перечне имеются три и более позиции) цена (далее - вторая снизу цена оригинальной запасной части);
  • формируется перечень цен на сертифицированные запасные части, являющиеся взаимозаменяемыми с указанной оригинальной запасной частью;
  • из указанного перечня исключаются цены на сертифицированные запасные части, превышающие вторую снизу цену оригинальной запасной части, и цены на сертифицированные запасные части заведомо низкого качества, то есть запасные части, цена которых составляет менее 30 процентов от второй снизу цены оригинальной запасной части;
  • из второй снизу цены оригинальной запасной части и оставшихся в перечне цен на сертифицированные запасные части составляется ценовая выборка, которая затем упорядочивается (ранжируется) по убыванию;
  • за базовую стоимость запасной части принимается варианта из ранжированной ценовой выборки, отвечающая одному из определенных условий:
  • в случае если ценовая выборка состоит только из одной варианты - значение этой варианты;
  • в случае если ценовая выборка состоит только из одной варианты, встречающейся более одного раза, - значение этой варианты;
  • в случае если ценовая выборка состоит из двух отличных вариант - значение медианы данной выборки. В случае если середине вариационного ряда соответствуют две цены, выбирается меньшая из этих двух цен;
  • в случае если ценовой ряд состоит из трех встречающихся однократно вариант или нечетного количества встречающихся однократно вариант - значение варианты, делящей вариационный ряд пополам (медиана ряда);
  • в случае если ценовой ряд состоит из четырех однократно встречающихся вариант или четного количества встречающихся однократно вариант, когда середине вариационного ряда соответствуют две цены, - меньшая из этих двух цен;
  • в случае если в ценовом ряде одна или несколько вариант встречаются неоднократно - наиболее часто встречающаяся варианта (мода ряда);
  • в случае если в ценовом ряде только две варианты встречаются неоднократно и одинаковое количество раз - меньшая из этих вариант;
  • в случае если в ценовом ряде три и более варианты встречаются неоднократно и одинаковое количество раз - середина вариационного ряда. Если середине вариационного ряда соответствуют две цены, то выбирается меньшая из этих двух цен.

6.2.1.6. Процедура формирования региональных коэффициентов для каждого субъекта Российской Федерации по каждой из марок транспортных средств должна состоять из следующих этапов:

  • по каждой из марок транспортных средств профессиональное объединение страховщиков формирует перечень оригинальных запасных частей, необходимый для расчета регионального коэффициента, на основании статистических данных о наиболее часто повреждаемых запасных частях, полученных по результатам урегулирования страховых случаев по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Перечень оригинальных запасных частей, необходимый для расчета регионального коэффициента, публикуется на официальном сайте профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  • по каждой запасной части из указанного перечня выбираются цены не менее чем в пяти интернет-магазинах (часть торговой организации или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством сети "Интернет" сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, о ценах, продавце, способах и об условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети "Интернет" сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза) с учетом доставки в пределах административных границ города Москвы в срок, не превышающий 14 календарных дней;
  • определяется базовая цена оригинальной запасной части для регионального исследования как третья минимальная цена среди указанных выше цен из не менее чем пяти интернет-магазинов.

В случае если в рамках исследования найдено менее пяти, но более двух цен, то средняя цена запасной части должна определяться как вторая минимальная цена из найденных цен. Если найдено только две цены, то должны быть исследованы цены в дополнительном количестве интернет-магазинов. Если исследование дополнительного количества интернет-магазинов не дало результатов и всего (по всем интернет-магазинам) найдено две цены, то средняя цена запасной части должна определяться как минимальная из найденных цен; если найдена одна цена - должна приниматься эта цена. Если не найдено ни одной цены, то для данной запасной части средняя стоимость не формируется.

В каждом субъекте Российской Федерации должны учитываться марки транспортных средств, в отношении которых в данном субъекте Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих формированию Справочников, было заключено не менее 500 договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Для каждой запасной части, отобранной по указанным критериям, должны собираться цены не менее чем в пяти интернет-магазинах для условий доставки в административные центры каждого субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 14 календарных дней. Для субъекта Российской Федерации, в котором административный центр не установлен, должны собираться цены для доставки в населенный пункт с максимальной численностью населения среди всех населенных пунктов, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации.

В случае если полученная цена для запасной части составляет менее 50 процентов или более 200 процентов от базовой цены оригинальной запасной части, данная цена не принимается для формирования регионального коэффициента.

Средняя цена запасной части в субъекте Российской Федерации должна определяться как третья минимальная цена среди указанных выше цен из не менее чем пяти интернет-магазинов. В случае если в рамках исследования найдено менее пяти цен, но более двух цен, средняя цена запасной части должна определяться как вторая минимальная цена из найденных цен. Если найдено только две цены, то должны быть исследованы цены в дополнительном количестве интернет-магазинов. Если исследование дополнительного количества интернет-магазинов не дало результатов и всего (по всем интернет-магазинам) найдено две цены, то средняя цена запасной части должна определяться как минимальная из найденных цен; если найдена одна цена, то должна приниматься эта цена. Если не найдено ни одной цены запасной части, то данная запасная часть не участвует в формировании регионального коэффициента.

По каждой запасной части из перечня для субъекта Российской Федерации должно рассчитываться отношение средней цены запасной части в данном субъекте Российской Федерации к базовой цене оригинальной запасной части для регионального исследования.

Региональный коэффициент для марки транспортного средства для субъекта Российской Федерации должен определяться как среднее арифметическое значение указанных отношений цен для запасных частей, указанных в перечне.

Для марок транспортных средств, по которым в связи с недостаточным количеством договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в субъекте Российской Федерации не была выполнена процедура формирования региональных коэффициентов, а средние стоимости запасных частей для данных марок транспортных средств подлежат внесению в Справочник средней стоимости запасных частей, региональный коэффициент для субъекта Российской Федерации должен рассчитываться как среднее арифметическое значение региональных коэффициентов для субъектов Российской Федерации для марок транспортных средств, по которым выполнена процедура формирования регионального коэффициента.

6.2.1.7. В Справочник средней стоимости запасных частей для каждого субъекта Российской Федерации для каждой запасной части должна включаться средняя стоимость, определенная как произведение базовой стоимости запасной части и регионального коэффициента, рассчитанного для каждого субъекта Российской Федерации.

В случае если в качестве базовой стоимости запасной части, определенной в соответствии с подпунктом 6.2.1.3 настоящего пункта, выбрана установленная изготовителем транспортных средств данной марки максимальная цена перепродажи (рекомендованная розничная цена), для такой запасной части региональный коэффициент не применяется и в Справочник средней стоимости запасных частей должна включаться данная базовая стоимость для всех субъектов Российской Федерации.

6.2.2. В отношении стоимости единицы по выполнению работ - нормо-часа Справочник средней стоимости нормо-часа работ должен формироваться исходя из следующего:

  • первичными источниками стоимости должны являться данные страховщиков и авторемонтных организаций, которые находятся в открытом доступе или получение которых возможно по запросу разработчика Справочника средней стоимости нормо-часа работ;
  • должна собираться информация из всех доступных источников по ценам на выполнение работ основных марок транспортных средств по списку, установленному профессиональным объединением страховщиков для проведения исследования. Должны обрабатываться данные по стоимости каждого вида работ при восстановительном ремонте транспортных средств (транспортных средств иностранного производства - в разрезе кузовных (окрасочных) работ), информация о которых есть в первичных источниках;
  • все стоимостные показатели, полученные в результате сбора массива цен, составляют общую выборку по каждому субъекту Российской Федерации, подлежащую обработке математическими и статистическими методами. В выборке объемом более 10 значений при наличии трех и более повторяющихся цен должна выбираться наиболее часто встречающаяся цена. При отсутствии повторяющихся цен должна выбираться цена, соответствующая середине вариационного ряда. При четном числе наблюдений, когда медиане соответствуют две цены, должна выбираться меньшая. При наличии двух групп повторяющихся цен должна выбираться меньшая. При наличии нескольких групп повторяющихся цен должна выбираться ближайшая к середине вариационного ряда (если их две, то меньшая). Если объем выборки включает менее 10 значений, то должно проводиться дополнительное исследование. Если дополнительное исследование по выборке, содержащей менее 10 значений, не дало результата или в выборке по отдельной марке транспортного средства содержится менее трех значений цены, выборка должна дополняться данными по стоимости работ в ближайшем субъекте Российской Федерации. Указанное правило не распространяется на Калининградскую область, по которой выборка считается состоявшейся при количестве позиций более пяти;
  • сбор и анализ договорных цен страховщиков и авторемонтных организаций должен проводиться по анкетным данным страховщиков в разрезе марок транспортных средств, по которым они имеют договоры и могут гарантированно обеспечить проведение восстановительного ремонта транспортных средств в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В обработку должны приниматься только действующие договоры, по которым выдаются направления и имеются оплаченные счета;
  • должна проводиться проверка среднего значения стоимости нормо-часа работ, полученного по результатам обработки выборки, на соответствие уровню договорных цен страховщиков и авторемонтных организаций, фактически оплаченным счетам, экспертным заключениям, отчетам об оценке затрат на проведение восстановительного ремонта. В случае отклонения значения стоимости более чем на 25 процентов от средней стоимости нормо-часа работ по имеющимся для проверки источникам должно приниматься решение о необходимости корректировки Справочника средней стоимости нормо-часа работ либо проведении дополнительного исследования стоимости нормо-часа для конкретной марки.

6.2.3. В отношении средней стоимости материалов для ремонта транспортных средств Справочник средней стоимости материалов должен формироваться исходя из следующего:

Справочником средней стоимости материалов должна устанавливаться средняя стоимость основных и вспомогательных материалов для обработки и окраски деталей при проведении ремонта транспортных средств. Стоимость на единицу материала должна устанавливаться исходя из розничной цены официальных поставщиков (представительств изготовителей) на территории Российской Федерации. При отсутствии официального представителя изготовителя материала или наличии нескольких официальных поставщиков в качестве средней должна приниматься минимальная рекомендованная розничная цена;

  • уровень цен должен подтверждаться передачей прайс-листов (баз данных) на официальные запросы профессионального объединения страховщиков либо получением их из других источников (например, из информационных баз данных, находящихся в открытом доступе);
  • средняя стоимость в Справочнике средней стоимости материалов должна формироваться с учетом применения скидки к рекомендованной розничной цене в размере до 35 процентов. Размер скидки для Справочника средней стоимости материалов должен определяться выборочным исследованием в торговых точках по городу Москве и Московской области и анализом оплаченных счетов (заказ-нарядов) по восстановительному ремонту транспортных средств;
  • в Справочник средней стоимости материалов должны включаться материалы для окраски максимально доступного для исследования номенклатурного перечня запасных частей (деталей, узлов, агрегатов). Итоговый перечень материалов, включаемых в Справочник средней стоимости материалов, должен определяться по информации официальных поставщиков (представительств изготовителей) таких материалов.

6.3. С целью обеспечения достоверности информации, внесенной в очередную актуализированную версию Справочников, профессиональное объединение страховщиков до даты утверждения указанной версии Справочников должно организовать ее проверку путем размещения не позднее чем за 20 (двадцать) рабочих дней до даты утверждения указанной версии Справочников на своем официальном сайте в сети "Интернет", включающей следующие сведения:

  • перечень сведений о стоимости запасных частей;
  • проект Справочника средней стоимости нормо-часа работ;
  • проект Справочника средней стоимости материалов;
  • сообщение, содержащее информацию о начале сбора замечаний и предложений по проекту новой версии Справочников и перечню сведений о стоимости запасных частей и о сроке их сбора.

Перечень сведений в отношении запасных частей должен формироваться на основании статистических данных о наиболее часто повреждаемых запасных частях, полученных по результатам урегулирования страховых случаев по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Указанный перечень должен содержать стоимостную информацию по всем маркам транспортных средств, представленных в Справочнике средней стоимости запасных частей, и должен быть сформирован для каждого субъекта Российской Федерации.

Количество позиций по каждой марке транспортных средств должно определяться исходя из сведений о количестве договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и составлять:

  • не менее 3000 позиций, если доля договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных в отношении данной марки транспортного средства за год, предшествующий дате размещения указанного перечня, составляет не менее одного процента от общего количества договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • не менее 1000 позиций, если указанная доля договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных в отношении данной марки транспортного средства за год, предшествующий дате размещения указанного перечня, составляет менее одного процента от общего количества договоров.

Сведения в отношении запасных частей в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • наименование марки транспортного средства;
  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • номер оригинальной запасной части;
  • номер сертифицированной запасной части, определенный в соответствии с подпунктом 6.2.1.3 пункта 6.2 настоящего Положения, если в качестве базовой стоимости запасной части выбрана цена на сертифицированную запасную часть;
  • базовую стоимость;
  • региональный коэффициент;
  • среднюю стоимость запасной части, указанную в проекте Справочника средней стоимости запасных частей.

Проект Справочника средней стоимости нормо-часа работ в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • наименование марки транспортного средства и его типа;
  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • среднюю стоимость нормо-часа работ, указанную в проекте Справочника средней стоимости нормо-часа работ.

Проект Справочника средней стоимости материалов в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • наименование производителя материала;
  • наименование и марку материала;
  • единицу измерения материала;
  • среднюю стоимость за единицу измерения, указанную в проекте Справочника средней стоимости материалов.

Профессиональное объединение страховщиков должно предоставить возможность направления замечаний и предложений по стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ посредством своего официального сайта в сети "Интернет" неограниченному кругу лиц (далее - заявитель). В составе замечаний и предложений заявителем должны указываться:

  • по замечаниям в отношении запасных частей:
  • наименование марки транспортного средства;
  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • номер оригинальной запасной части;
  • номер сертифицированной запасной части;
  • средняя стоимость запасной части, указанная в перечне сведений о стоимости запасных частей;
  • предложенная средняя стоимость запасной части;
  • источник стоимостной информации, на основании которого предложена средняя стоимость запасной части;
  • по замечаниям в отношении нормо-часа работ:
  • наименование марки транспортного средства и его типа;
  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • средняя стоимость нормо-часа работ, указанная в проекте Справочника средней стоимости нормо-часа работ;
  • предложенная средняя стоимость нормо-часа работ;
  • источник стоимостной информации, на основании которого предложена средняя стоимость нормо-часа работ;
  • по замечаниям в отношении материалов:
  • наименование производителя материала;
  • наименование и марка материала;
  • единица измерения материала;
  • средняя стоимость за единицу измерения, указанная в проекте Справочника средней стоимости материалов;
  • предложенная средняя стоимость за единицу измерения материала;
  • источник стоимостной информации, на основании которого предложена средняя стоимость за единицу измерения.

По решению заявителя в составе каждого замечания и предложения указываются пояснения, комментарии, материалы, поясняющие позицию заявителя.

Профессиональное объединение страховщиков не учитывает при рассмотрении направленные заявителем замечания или предложения, если предложенная заявителем средняя стоимость отличается от указанной в проекте Справочников менее чем на 10 процентов.

Прием замечаний и предложений от заявителей должен прекращаться за 14 календарных дней до даты утверждения очередной версии Справочников. По итогам рассмотрения замечаний и предложений заявителей профессиональное объединение страховщиков должно составить отчет с указанием сведений об их учете или причинах отклонения и не позднее 10 календарных дней со дня окончания срока направления замечаний и предложений разместить его на своем официальном сайте в сети "Интернет".

6.4. Профессиональное объединение страховщиков должно осуществлять актуализацию Справочников не реже одного раза в течение трех месяцев.

6.5. Профессиональное объединение страховщиков должно обеспечивать возможность использования Справочников в программных автоматизированных комплексах, применяемых для расчета расходов на восстановительный ремонт страховщиками или экспертами-техниками (экспертными организациями), и доступ заявителям к информации из Справочников по индивидуальным запросам через сеть "Интернет".

При направлении ответов на индивидуальные запросы об информации из Справочника средней стоимости запасных частей через сеть "Интернет" профессиональным объединением страховщиков должна предоставляться следующая информация:

  • дата, на которую запрошены сведения;
  • субъект Российской Федерации;
  • марка транспортного средства;
  • номер оригинальной запасной части;
  • номер сертифицированной запасной части, определенный в соответствии с подпунктом 6.2.1.3 пункта 6.2 настоящего Положения, если в качестве базовой стоимости запасной части выбрана цена на сертифицированную запасную часть;
  • базовая стоимость запасной части;
  • региональный коэффициент;
  • средняя стоимость запасной части, установленная в Справочнике средней стоимости запасных частей.

При направлении ответов на индивидуальные запросы об информации из Справочника средней стоимости нормо-часа работ через сеть "Интернет" профессиональным объединением страховщиков должна предоставляться следующая информация:

  • дата, на которую запрошены сведения;
  • субъект Российской Федерации;
  • марка транспортного средства;
  • тип транспортного средства;
  • средняя стоимость нормо-часа работ, установленная в Справочнике средней стоимости нормо-часа.

При направлении ответов на индивидуальные запросы об информации из Справочника средней стоимости материалов через сеть "Интернет" профессиональным объединением страховщиков должна предоставляться следующая информация:

  • дата, на которую запрошены сведения;
  • наименование материала;
  • единица измерения материала;
  • средняя стоимость единицы измерения материала, установленная в Справочнике средней стоимости материалов.

6.6. Профессиональное объединение страховщиков не позднее 10 календарных дней со дня утверждения Справочников должно разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" отчеты о проведении исследования цен на запасные части, материалы и нормо-часы работ. В отчете должна содержаться следующая информация:

  • период проведения исследования цен;
  • перечень источников, цены которых на запасные части, материалы и нормо-часы работ использовались при проведении исследования.

Глава 7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 12 февраля 2021 года N ПСД-2) вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

7.2. Настоящее Положение применяется при определении размера расходов на восстановительный ремонт транспортных средств в связи с дорожно-транспортными происшествиями, имевшими место после дня его вступления в силу.

7.3. Действующие на дату вступления в силу настоящего Положения Справочники подлежат актуализации не позднее шести месяцев с даты их последней актуализации.

7.4. Со дня вступления в силу настоящего Положения признать утратившим силу Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2014 года N 34245.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА

Поделиться ссылкой в социальных сетях:


Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

427


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Полезное
ФЗ N135 Об оцен. деят-сти
ФСО N1 общие понятия
ФСО N2 цели оценки
ФСО N3 требования к отчету
ФСО N4 кадастровая оценка
ФСО N5 экспертиза отчетов
ФСО N6 уровень знаний эксперта СРО
ФСО N7 Оценка недвижимости
ФСО N8 Оценка бизнеса
ФСО N9 Оценка для залога
ФСО N10 Оценка машин
ФСО N11 Оценка НМА
ФСО N12 Ликвидационная
ФСО N13 Инвестиционная
Земельный кодекс РФ
Индикаторы
Курсы валютс 21/09с 22/09
USD ЦБ73,3315 73,20670
EURO ЦБ85,8785 85,85680
Индекс стоимости жилья
2490 $/кв.м.   Данные IRN.ru

Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 47349-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 45484-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 44016-ИФ/09
Индексы ПИР IV кв.2020
Индексы СМР (VI)
Индексы СМР III кв.2020 (V)
Индексы СМР III кв.2020 (IV)
Индексы СМР III кв.2020 (III)
Индексы СМР III кв.2020 (II)
Индексы СМР III кв.2020 (I)
Индексы СМР, индексы изменения ПИР с 1998
Рекомендуем
Онлайн оценка квартиры
Онлайн-оценка автомобиля
Калькулятор физического износа
ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р)
Наши партнеры
Лист рассылки
Подписка на лист рассылки Оценщик.ру: Новости из мира оценки и нашего сервера
Вакансии
Требуется Оценщик недвижимости
Поиск по сайту
Аплайн оценка

Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Методики | Словарь | Обзоры | СРО
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Сметный портал | Частный бухгалтер
Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно
Скорость интернета | Советы Туристам
Рейтинг@Mail.ru