|  | НовостиАнализ практики размещения заказов на кадастровую оценку 14.06.2013
| Оставить комментарий | Читать комментарии |
Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» поддерживает позицию о необходимости размещения государственных заказов на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков путем проведения открытого конкурса
В настоящее время не сформирован единообразный подход к определению способа размещения государственных заказов на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Противоречивые решения антимонопольных органов при этом в судебном порядке не оспаривались.
Согласно ч.6 ст.37 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ) победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Ввиду того, что единственным критерием определения победителя аукциона по общему правилу является цена, размещение государственных заказов на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в форме аукциона, а не конкурса будет существенно сказываться на качестве выполняемых оценочных работ / услуг.
Рассмотрим позиции антимонопольных органов, указывающих на необходимость размещения таких заказов, как в форме открытого конкурса, так и в форме аукциона, на примере решений по жалобам ООО АКГ «Экфард».
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» далее - 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться:
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
На основании ч. 4 ст. 10 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 94-ФЗ путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р, утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень). Указанный Перечень состоит из таблицы, имеющей два столбца с наименованиями: «Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93» (далее Классификатор) и «Наименование». В обоих случаях заявитель жалобы ООО АКГ «Экфард» настаивал на том, что размещение государственных заказов на выполнение работ по кадастровой оценке земельных участков относится к коду 7000000 Классификатора, а именно 7020000 (услуги вспомогательные, связанные с недвижимостью, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе).
В обоих случаях Заказчик отнес выполнение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков к коду 7499090 Классификатора (коммерческие и технические услуги прочие, не включенные в другие группировки). Классификатор состоит из введения, которое описывает правила пользования Классификатором и 3 частей. Коды 7000000 и 7499090 относятся к разделу K части II Классификатора. В свою очередь раздел «К» состоит из 5 подразделов 70, 71, 72, 73, 74. Код 7020000 входит в подраздел 70 (деятельность по операциям с недвижимым имуществом), код 7499090 входит в подраздел 74 (деятельность коммерческая и техническая прочая).
1. ПРАВОМЕРНЫЙ СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА - КОНКУРС
Комиссия УФАС по Ивановской области, проведя анализ раздела «К» Классификатора, установила, что указанный раздел не содержит конкретного наименования услуги «определение кадастровой стоимости земельных участков», указав, что код 7020000 Классификатора имеет наименование «Услуги вспомогательные, связанные с недвижимостью, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе».
Термин «вспомогательность» определяется с учетом следующих критериев:
1. вспомогательная работа (услуга) дополняет функционально основную работу (услугу);
2. вспомогательная работа (услуга) составляет существенно меньшую стоимость, по сравнению с основной работой (услугой);
3. вспомогательная услуга (работа) выполняется тем же лицом, которое выполняет основную работу (услугу).
Из анализа положений Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011, изм. от 28.07.2012) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» УФАС Ивановской области пришло к выводу, что государственная кадастровая оценка земель технологически сложный самостоятельный процесс, который не может быть вспомогательным.
Таким образом, Комиссия УФАС Ивановской области расценила выбранный Заказчиком код Классификатора 7499090 (коммерческие и технические услуги прочие, не включенные в другие группировки) как верный, соответственно посчитав, что способ размещения заказа в форме открытого конкурса является правомерным, т.к. работы, с кодом 7499090 включены в Перечень.
2. ПРАВОМЕРНЫЙ СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА - АУКЦИОН
Комиссия УФАС по Алтайскому краю, рассмотрев тождественные доводы сторон, пришла к противоположному выводу.
УФАС по Алтайскому краю посчитало, что группа 749 (код 7499090) «Деятельность коммерческая прочая, не включенная в другие группировки» к которой отнесен предмет спорного конкурса, не включает услугу по государственной кадастровой оценке земельных участков. Вместе с тем, группа 702 (код 7020000) «Деятельность вспомогательная по операциям с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе» в силу прямого толкования классифицируется как услуга по оценке стоимости недвижимого имущества вне зависимости от целей использования полученной оценки.
Деятельность по кадастровой оценке объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316) осуществляются с привлечением оценщиков или юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Законом о размещении заказов. Следовательно, выполнение работ по кадастровой оценке недвижимости относится к видам деятельности, связанным с оценкой стоимости недвижимого имущества.
В связи с этим, Комиссия УФАС по Алтайскому краю посчитала необходимым отнесение предмета размещения заказа - выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков к коду Классификатора 7020000. Так как работы с кодом 7020000 включены в Перечень, то соответственно размещение заказа необходимо осуществлять путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с ч. 4.2 статьи 10 94-ФЗ. В связи с этим действия Заказчика при проведении открытого конкурса были признаны нарушающими ч. 4.2 ст. 10 94-ФЗ (данная позиция также подтверждается Решением УФАС по Алтайскому краю по делу №33/13 по жалобе ООО НПФ «Недра» от 12.02.2013 г.).
Рассмотренные решения были приняты УФАС по Ивановской области и по Алтайскому краю (с разницей в две недели) по тождественным доводам, которым дана различная оценка.
3. Интересна также и третья позиция по данному вопросу, принятая, например, УФАС по Пермскому краю по жалобе ООО «Кадастр Е» 28.03.2013 г.
Согласно данной позиции размещение заказов на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков должно проходить путем проведения открытого конкурса. Однако мотивировкой в данном случае является отнесение данного вида работ не к коду 7499090 Классификатора (коммерческие и технические услуги прочие, не включенные в другие группировки), к которому отнесло данный вид деятельности УФАС Ивановской области, и не к коду Классификатора 7020000 (деятельность по операциям с недвижимым имуществом), к которому отнесло данный вид деятельности УФАС Алтайского края.
УФАС Пермского края посчитало обоснованным отнесение работ по данным заказам к коду 7410000 Классификатора (услуги в области коммерческой деятельности: услуги в области права; услуги в составлении счетов, бухгалтерского учета и ревизии; услуги в области налогообложения; услуги по исследованию конъюнктуры рынка и выявлению общественного мнения; консультационные услуги по вопросам коммерческой деятельности и управления).
В письме Минэкономразвития РФ от 08.12.2008 № Д05-5584, носящем рекомендательный характер и разъясняющим порядок размещения заказов на проведение оценки рыночной стоимости имущества (государственных пакетов акций открытых акционерных обществ и государственного недвижимого имущества), указано, что услуги по оценке недвижимого имущества входят в состав кода Классификатора 7000000. К услугам, связанным с недвижимым имуществом (код ОКДП 7000000), относятся в том числе услуги вспомогательные, связанные с недвижимостью, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе (код ОКДП 7020000). Следовательно, размещение заказов на такие услуги не может быть осуществлено путем проведения конкурса, так как они включены в Перечень.
При этом дальше в этом же письме Минэкономразвития разъясняет, что деятельность по оценке рыночной стоимости относится к коду 7400000 Классификатора «Услуги в области коммерческой и технической деятельности прочей», размещение которых соответственно должно происходить путем проведения открытого конкурса.
УФАС Пермского края со ссылкой на указанное письмо Минэкономразвития РФ, отнесла работы по государственной кадастровой оценке земельных участков к коду Классификатора (а именно 7410000 - услуги в области коммерческой деятельности: услуги в области права; услуги в составлении счетов, бухгалтерского учета и ревизии; услуги в области налогообложения; услуги по исследованию конъюнктуры рынка и выявлению общественного мнения; консультационные услуги по вопросам коммерческой деятельности и управления). Так как работы с кодом 7410000 не включены в Перечень, то соответственно размещение заказа путем проведения открытого конкурса УФАС Пермского края расценило как правомерное.
В размещенных в настоящее время на официальном сайте: «http://zakupki.gov.ru» заказах на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков отсутствует единообразный подход к определению кода выполняемых работ, в связи с чем, работы размещаются:
1. По коду Классификатора 7000000 а именно 7020000 - деятельность вспомогательная по операциям с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе), который относится к Перечню, соответственно заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ч. 4.2 статьи 10 94-ФЗ); Например, открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани для нужд Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
2. По коду Классификатора 7499090 (коммерческие и технические услуги прочие, не включенные в другие группировки), который не входит в Перечень, соответственно заказ размещается путем проведения открытого конкурса. Например, открытый конкурс по выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области.
3. По коду Классификатора (а именно 7410000 - услуги в области коммерческой деятельности: услуги в области права; услуги в составлении счетов, бухгалтерского учета и ревизии; услуги в области налогообложения; услуги по исследованию конъюнктуры рынка и выявлению общественного мнения; консультационные услуги по вопросам коммерческой деятельности и управления), который не входит в Перечень, соответственно заказ размещается путем проведения открытого конкурса. Например, открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по кадастровой оценке земельных участков на территории города Москвы. |
Поделись ссылкой в социальной сети:
|
|
Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) |
Постоянный адрес страницы: https://www.ocenchik.ru/news/1724.html | Прочитано: 1686 раз
Вы можете опубликовать новость, пресс-релиз вашей компании на нашем сайте. (Услуга бесплатна) |
|  |
|