Добавить в избранное Сделать стартовой |
Рекомендуем оценочную компанию: | СтатьиОставить комментарий | Читать комментарии Л.Д. Ревуцкий К вопросу о теориях экономической ценности, стоимости и цены товаровНесколько предварительных умозаключений и соображений по затрагиваемой теме:
Примечание. Еслитакое явление наблюдается в реальной жизни, значит кому-то из «непростых» людей это очень нужно, и дело здесь не в слабоумии учёных-экономистов!
Для того, чтобы продолжать хоть как-то продвигаться в разработке рассматриваемых теорий, необходимо все встречающиеся в природе товары, как минимум, разделить на два крупных класса:
Есть сравнительно небольшая группа товаров, которые в конкретной ситуации могут быть отнесены как к первому, так и ко второму классу. Примеры таких товаров: инвестиционные квартиры, приносящие доход частные легковые и грузовые автомобили, постоянно или временно используемые соответственно для перевозок пассажиров и грузов; автомобильные гаражи; велосипеды, холодильники, стиральные машины, телевизоры в пунктах проката, дорогие яхты, прогулочные катера, частные самолёты и вертолёты.. На товарах этой группы специально останавливаться не буду. Подавляющее количество наименований витальных и не витальных (снобистских) товаров, многочисленных видов антиквариата, предметов коллекционирования и роскоши принадлежат к первому классу товаров. Костяк товаров первого класса составляют товары широкого (массового) потребления (продукты питания, одежда на все времена года, транспортные средства для частных владельцев, дома, квартиры и дачи в личной собственности граждан, предметы для быта, культуры и спорта и т.д.). Для определения стоимости, экономической ценности и цены таких товаров ничего лучшего, чем соответствующие методы теории трудовой (позатратной, порасходной) стоимости, предложенной в своё время ещё К. Марксом, до сих пор никто не придумал. На первый взгляд может показаться, что экономическая ценность товара первого класса определяется его стоимостью, т.е. нормой его цены, но на самом деле величина показателя такой ценности обусловливается фактической ценой приобретения этого товара его покупателем-потребителем в розничной торговле, на соответствующих рынках, в дилерских центрах, на аукционах и тендерах. Общую развёрнутую формулу для определения конечной цены приобретения товара первого класса покупателем (Цпт) можно записать в следующем виде: Цпт = [(Ст + Ен х Киу) х (1 + Нпп/100)] х (1 + Итпс), ( 1 ) где Ст – фактическая себестоимость изготовления единицы товара первого класса в имеющихся условиях организации труда и производства на выпускающем его предприятии, руб./шт.; В формуле ( 1 ) выражение в квадратных скобках представляет собой фактическую фабрично-заводскую цену изготовленного товара Цф-з, руб./шт. Применительно к многономенклатурным производствам товаров первого класса, размерность показателей Ст. и Киу в формуле ( 1 ) целесообразно заменить на размерность руб./нормо-час (руб./н-ч) трудоёмкости основных работ при производстве изготавливаемых товаров. Для того, чтобы перейти от этой размерности к первоначальной размерности (руб./шт.), цену товара Цф-з необходимо умножить на величину основной трудоёмкости изготовления одной штуки рассматриваемого, конкретного товара. Показатель Итпс представляет собой сумму соответствующих торговых наценок в реперных точках товаропроводящей сети на пути его движения от места производства до места приобретения этого товара покупателем: Итпс = Тно + Тнр, ( 2 ) Тно – торговая наценка оптовой базы или иного торгового посредника либо дилерского центра на цены товаров в случаях, когда изготовители и продавцы этих товаров пользуются услугами тех или иных торговых посредников, п.п./100; Порядок значений наценок Тно – 20 – 25%, наценок Тнр – 35%, суммарной наценки Итпс – 55 – 60%. Отсюда, показатель Цпт товара первого класса, характеризующий экономическую ценность этого товара, приблизительно на 60% выше его фабрично-заводской цены Цф-з. Для товаров этого класса, торгуемых по договорным (контрактным) ценам между владельцами и покупателями, первоначально объявляемая их собственниками цена может подвергаться той или иной уценке по взаимному согласию всех участников осуществляемой торговой сделки. В отдельных случаях, по каким-то своим личным соображениям, продавец товара первого класса может объявлять заведомо завышенную договорную цену на этот товар, и не уступать покупателю на его просьбу пойти на некоторое снижение запрашиваемой цены. Стоимость товара первого класса, как норма его цены, отличается от этой цены тем, что рассчитывается методами трудовой теории стоимости не по фактическим, а по нормативным либо директивным значениям образующих её элементов для условий работы товаропроизводителя на полную производственную мощность при нормальной организации труда и производства. О том, что имеется в виду под нормальными условиями труда и производства у товаропроизводителя см. научные издания автора этой статьи [ 1, 2 ]. Совершенно естественно, что показатели стоимости (нормы цены) товара могут существенно отличаться от его фактической, нерыночной или рыночной оплаченной цены. Принципиальное отличие показателей экономической ценности, стоимости и цены товаров второго класса состоит в том, что они одновременно определяются методами как трудовой (позатратной, порасходной) стоимости, так и методами маржинальной (маржиналистской, подоходной) стоимости, и за окончательный, итоговый результат проведенной оценочной работы принимается оценка, имеющая наибольшее значение из двух полученных. По моему экспертному заключению, в подавляющем большинстве случаев, в частности, для предприятий, большее значение имеют оценки, полученные при применении методов маржинальной теории стоимости. Как на практике выглядит применение методов теорий трудовой и маржинальной стоимости для оценки стоимости предприятий можно посмотреть публикации [ 3, 4 ]. Кстати, больший результат оценки стоимости товаров второго класса принимается как итоговый из соображений, что цену таких товаров, как правило, определяют путём соответствующего рыночного торга участников торговых сделок с трендом на понижение (и иногда – существенное). Кроме того, меньшее значение показателя стоимости, например, предприятий, может быть использовано в качестве нижней границы их минимальной цены, переходить которую при рыночном торге экономически нецелесообразно. Нормативную маржинальную экономическую ценность товаров второго класса, как правило, образуют нормированные денежные доходы, которые эти товары способны принести своим владельцам, а также будущим покупателям, если они появятся за то календарное время, когда они являются собственностью этих людей. Фактические значения маржинальной экономической ценности таких товаров, и в частности, предприятий, служат объектами самого пристального внимания членов их управленческих команд, в профессиональную обязанность которых входит осуществление комплекса соответствующих мероприятий, направленных на максимальное сближение фактических и нормативных значений экономической ценности товаров второго класса. Нормативная маржинальная годовая экономическая ценность этих товаров служит ключевым стоимостеобразующим показателем, который для каждого из них с помощью метода прямой капитализации этой ценности преобразуется в показатель их стоимости, т.е. в показатель нормы их цены на дату её определения. Для определения цены товаров с неизвестной или утраченной историей их изготовления, создания и существования оценщики вынуждены использовать методы статистически корректной поаналоговой среднерыночной цены или поаукционной цены либо метод экспертных и эвристических оценок такого товара, результаты применения которых заведомо, но не всегда научно обоснованно, признаются достоверными. Скорее всего, так делается от безысходности при полном отсутствии или при недостатке креативного экономического мышления! Кроме перечисленных выше теорий стоимости и методов определения цены товаров, известны экзотические методы поналоговой, подивидендной, поопционной и покриптовалютной оценки их цены. В связи с крайней сомнительностью достоверности полученных этими методами оценок величины искомых цен, использовать их в практической оценочной деятельности нецелесообразно. Библиографические и публикационные ссылки
Ключевые слова и словосочетания: товар, товары первого и второго классов (не приносящие и приносящие доход), экономическая ценность, стоимость, цена, теории стоимости, возможные методы определения цены. АННОТАЦИЯ В статье утверждается, что только товары, как объекты окружающего людей мира, которые можно купить и продать, имеют экономическую ценность, стоимость и цену. Предлагается все виды существующих товаров, опираясь на известные теории стоимости, разделить на два крупных класса:
Отмечается, что экономическую ценность, стоимость и цену товаров первого класса следует определять известными методами трудовой (позатратной, порасходной) теории стоимости, предложенной в своё время ещё К. Марксом. В свою очередь, указывается, что перечисленные выше показатели по товарам второго класса должны одновременно определяться методами как трудовой, так и маржинальной (подоходной) теорий стоимости с соответствующим алгоритмом подхода к выбору однозначного итогового показателя оцениваемой стоимости. Упомянуты иногда используемые оценщиками методы определения цены товаров, не базирующиеся на существующих теориях их ценности и стоимости. Статья предназначена читателям, считающим себя добросовестными специалистами и знатоками оценочной деятельности. 23 марта 2020 г. Электронный адрес полного списка публикаций автора и ряда других сведений о нём в интернете: Электронный адрес полного списка публикаций в блоге автора в интернете: Поделиться ссылкой в социальных сетях: Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 1397 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Частный бухгалтер Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|