ПОЛУЧИТЕ ДИСТАНЦИОННО ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭКСПЕРТИЗA И ОЦЕНКA Дистанционное обучение оценщиков и экспертов по всей России в Московском университете «Синергия» Оценка бизнеса | Оценка недвижимости Судебная оценочная экспертиза |
| МетодикиОставить комментарий | Читать комментарии Романенко В.Г., к.э.н. Оценка отечественных автомобилей на прошедшую датуВ связи с принятием нового федерального стандарта оценки стоимости машин и оборудования (ФСО 10) появилась возможность использования текущей ценовой информации для оценки машин на прошедшие даты. Это позволяет использовать многочисленные текущие данные о ценах предложений автомобилей, публикуемые в сети Internet на различных специализированных сайтах. Значительный объем предложений на текущую дату позволяет оценщику подобрать достаточное количество аналогов максимально схожих по ценообразующим факторам с объектом оценки, что гарантирует объективный результат оценки на текущую дату. Однако для перевода значения рыночной стоимости с текущей даты на дату оценки «оценщик должен проанализировать динамику цен от даты оценки до даты наступления соответствующего события и внести соответствующие корректировки» (п.12 ФСО 10). Применение в качестве таких корректировок только показателей инфляции ошибочно так как на прошедшую дату стоимость не только снижается вследствие инфляции, но и возрастает в связи с тем, что у объекта оценки снижается срок эксплуатации и его стоимость на прошедшую дату оценки возрастает, т.е. автомобиль становится более «новым». Таким образом, чтобы эффективно применять положение указанного стандарта по оценке на прошедшую дату необходимо установить функциональную связь динамики цен от даты оценки до текущей даты или даты, на которую известна оценка рыночной стоимости. В предыдущей статье рассматривались результаты исследования функциональной связи динамики цен от срока эксплуатации для автомобилей иностранного производства. В настоящей статье изложены результаты исследования оценки на прошедшую дату для популярных автомобилей отечественного производства. Приведена функциональная зависимость стоимости автотранспортных средств ( АТС) от срока эксплуатации для двух групп автомобилей, имеющих значительный вес на вторичном рынке:
Рассмотрен практический пример использования полученных результатов при проведении оценочной экспертизы. Исследование было проведено по материалам сайта Auto.ru за февраль- март 2017 года, были проанализированы цены предложений на продажу более 4,5 тысяч автомобилей с годами эксплуатации от 1 года до 10 лет. Автомобиль ВАЗ 2110 выпускался в России до 2007 года включительно, в 2008 году лицензия, технологии были переданы в Украину, где ВАЗ 2110 выпускался под брендом «Богдан» с 2010 по 2012 год включительно. В связи с этим данные по продажам ВАЗ 2110 за 2008,2009 год отсутствуют, т.к. автомобиль за эти годы не выпускался. Для исключения разрыва графика приведены условные значения стоимости ВАЗ 2110 за 2008 и 2009 год. Ниже приведены данные по средней цене предложений вторичного рынка указанных марок по каждой группе. Таблица 1 Автомобили снятые с производства, но активно продаваемые на вторичном рынке
Автомобили, выпускаемые на дату исследования
С целью возможности сравнительного анализа функциональной зависимости для АТС с различной стоимостью указанные средние цены по годам эксплуатации были приведены к единой базе первого года эксплуатации, т.е. все данные разделены на стоимость каждого АТС за 2012 год для первой группы и за 2016 год для второй группы. Поскольку исследование проводилось на февраль-март 2017 года, то срок эксплуатации автомобилей 2012 года выпуска первой группы принимался за 5 лет, 2011года выпуска- 6 лет и т.д, для второй группы- автомобили 2016 года –принимались за 1 год эксплуатации и т.д. В табл. 3 показана величина снижения стоимости относительно стоимости первого года эксплуатации для первой группы АТС, среднее значение по маркам автомобилей для каждого года и дисперсия.
Как видно из таблицы 3 дисперсия относительно среднего значения не превышает 9,5%, что существенно ниже доверительного диапазона вероятностей (20%) оценки рыночной стоимости. На рис.1 представлен график изменения среднего значения стоимости автомобилей первой группы от срока эксплуатации и аппроксимирующая функция. Последний год выпуска автомобилей - 2012, поэтому минимальный срок эксплуатации на дату исследования -5 лет. Функция снижения стоимости от срока эксплуатации первой группы АТС (ФСС1) имеет вид: ФСС 1(Т) = 1,1099е^-0,092(Т-4) (1), где: Т- срок эксплуатации в годах относительно текущей даты. На рисунке показан прогноз функции снижения стоимости на три года относительно последнего года исследования, т.к. на вторичном рынке представлены автомобили с эксплуатацией от 5 до 17 лет. Достоверность аппроксимации функции относительно среднего значения стоимости составляет 99,69%. В табл. 4 показана величина снижения стоимости относительно стоимости первого года эксплуатации для второй группы АТС, среднее значение по маркам автомобилей для каждого года и дисперсия.
Как видно из таблицы 4 дисперсия относительно среднего значения не превышает 7%, что существенно ниже доверительного диапазона вероятностей (20%) оценки рыночной стоимости. На рис.2 представлен график изменения среднего значения стоимости автомобилей второй группы от срока эксплуатации и аппроксимирующая функция. Функция снижения стоимости второй группы АТС (ФСС2) имеет вид: ФСС2(Т) = 1,0812е^-0,1075Т (2), где: Т- срок эксплуатации в годах относительно текущей даты. Вид функциональной зависимости показан с прогнозом на три года относительно последнего года исследования, т.к. на вторичном рынке могут быть представлены автомобили с эксплуатацией до 13 лет и более. Достоверность аппроксимации функции относительно среднего значения стоимости АТС составляет 98,1%. Используя инструменты Excel достаточно просто определить стоимость автомобиля на прошедшую дату, зная рыночную стоимость на текущую или другую дату. Пример. Достаточно часто при оценке стоимости доли в ООО в случае выхода учредителя или наследовании необходимо рассчитать рыночную стоимость АТС на дату подачи заявления о выходе. Обычно эта дата отстоит от даты рассмотрения соответствующего иска в арбитражном суде на 1,5-2 года. Пусть срок эксплуатации оцениваемого автомобиля ВАЗ 2115 на текущую дату составляет 8 лет 4 месяца (100/12 лет), срок эксплуатации этого автомобиля на дату подачи заявления о выходе учредителя из общества - 6 лет 7 месяцев (79/12 лет). Рыночная стоимость автомобиля на текущую дату С т.д – 130 тыс.руб. Значение функции снижения стоимости на текущую дату и дату оценки определяем по формуле (1) ФССтд(Т) = 1,1099 * е^-(0,092*(100/12-4)) = 0,74 ФССдо(Т) = 1,1099 * е^-(0,092*(79/12-4)) = 0,88 Коэффициент роста рыночной стоимости АТС на дату оценки относительно стоимости на текущую дату: Кроста ст. = ФСС до(Т)/ ФСС тд(Т) = 1,189 Рыночная стоимость автомобиля на дату оценки равна: Сд.о. = С т.д * Кроста ст. = 130 * 1,189 = 154,57 тыс.руб. Для окончательного расчета необходимо учесть инфляцию за период с текущей даты до даты оценки. Применение полученной функциональной зависимости для оценки на прошлую дату возможно для различных отечественных автомобилей аналогичных рассмотренным выше по стоимости, времени эксплуатации, объему двигателя, конструктивным решениям. Поделиться ссылкой в социальных сетях: Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 8639 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Частный бухгалтер Интервью | Контакты | Оценка собственности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|