Оставить комментарий | Читать комментарии
Министерство Экономического Развития Российской Федерации
Письмо N Д23и-6636 от 01.03.2019 [ Об установлении публичного сервитута для размещения линейных объектов ]
Вопрос: О частном и публичном сервитутах при оформлении земельных участков для размещения линейных объектов
Ответ: Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение ООО относительно установления публичного сервитута для размещения линейных объектов и в части своей компетенции сообщает.
По вопросу 1
Положениями статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлены переходные положения, в соответствии с которыми право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка, оформленные с целью размещения объектов, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК) могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформляются на публичный сервитут.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения права аренды земельного участка, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о котором внесены в ЕГРН.
При этом в силу положений главы V.7 ЗК, требований, установленных приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 541 "Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения", публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта, в том числе подземных элементов линейного объекта.
С учетом изложенного размещение линейного объекта частично на условиях публичного сервитута и частично на земельных участках, ранее предоставленных для размещения указанного объекта на праве арены или постоянного (бессрочного) пользования, не допускается.
По вопросу 2
Департамент недвижимости обращает внимание, что пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Таким образом, в переходный период, предусмотренный пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК не применяются при предоставлении указанных в нем земельных участков в аренду (за исключением переоформления права постоянного (бессрочного) пользования), соответственно, собственники линейных объектов, которые могут размещаться на условиях публичного сервитута, вправе до 1 января 2022 года приобрести земельные участки для размещения таких объектов в аренду при условии, что права на такие земельные участки у них отсутствуют, а права на линейные объекты возникли до 1 сентября 2018 года.
При этом заключение договора аренды земельного участка в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, осуществляется по общим правилам, установленным земельным и гражданским законодательством, в том числе в части срока действия договора аренды.
Следует отметить, что собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом-основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 542).
По вопросу 3
В соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Таким образом, собственники земельных участков, которые ранее были предоставлены в аренду для размещения сооружений правообладателям таких сооружений, после установления публичного сервитута для размещения указанных сооружений в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, не вправе требовать платы за публичный сервитут.
При этом собственник линейного объекта не освобождается от обязанности возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении такого линейного объекта.
По вопросу 4
В соответствии с пунктом 5 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, в решении об установлении публичного сервитута указываются сроки и график выполнения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
Согласно пункту 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ в указанных случаях публичный сервитут устанавливается в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК, что подразумевает в том числе обращение заинтересованного лица с ходатайством об установлении публичного сервитута.
Следует отметить, что статьей 39.41 ЗК, а также требованиями к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 542 (далее - Требования), не предусмотрено указание срока и графика выполнения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, в случае, если публичный сервитут устанавливается для размещения сооружений, поскольку положения пункта 5 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ установлены в рамках регулирования переходного периода.
Исходя из того, что положения статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ связаны с особенностями установления публичного сервитута при переоформлении прав на земельные участки либо установления такого сервитута под существующими линейными объектами в рамках переходного периода, Департамент недвижимости полагает, что в ходатайстве об установлении публичного сервитута в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, должны быть указаны также сроки и график выполнения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, с целью отражения соответствующих сведений в решении об установлении публичного сервитута.
По вопросу 5
Согласно пункту 6 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ лица, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с ЗК. В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.
Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, обладатель публичного сервитута приступает к осуществлению деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, в соответствии с графиком выполнения работ, указанном в решении об установлении публичного сервитута.
При этом положения пункта 1 статьи 39.50 ЗК не применяются в рамках регулирования переходного периода, установленного статьей 3.6 Закона N 137-ФЗ.
По вопросу 6
Пунктом 6 статьи 39.41 ЗК установлено, что границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 ЗК, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
Указанные требования не распространяются на определение границ публичных сервитутов в отношении существующих объектов, поскольку требование о разработке таких документов для целей эксплуатации существующих объектов законодательством не установлено.
По мнению Департамента недвижимости, в случае если при размещении существующих инженерных сооружений разработка документации по планировке территории не осуществлялась, то границы публичного сервитута должны определяться в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
По вопросам 7, 8 и 9
Согласно пункту 1 статьи 39.41 ЗК ходатайство об установлении публичного сервитута должно содержать в том числе обоснование необходимости установления публичного сервитута.
С учетом подпункта "л" пункта 3 Требований обязательными сведениями при обосновании необходимости установления публичного сервитута в целях установления публичного сервитута в отношении существующего объекта электросетевого хозяйства для его реконструкции или эксплуатации являются реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на соответствующий объект.
При этом в целях установления публичного сервитута для эксплуатации существующего объекта подготовка документации по планировке территории не осуществляется. Следовательно, положения пункта 3 статьи 39.41 ЗК также не подлежат применению.
Заместитель директора Департамента недвижимости М.В. Бочаров Поделиться ссылкой в социальных сетях:
Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 76
|