![]() |
ПОЛУЧИТЕ ДИСТАНЦИОННО ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭКСПЕРТИЗA И ОЦЕНКA Дистанционное обучение оценщиков и экспертов по всей России в Московском университете «Синергия» Оценка бизнеса | Оценка недвижимости Судебная оценочная экспертиза |
![]() |
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]()
| ![]() | Обзоры и аналитикаОставить комментарий | Читать комментарии Обзор рынка торговой недвижимости за 2007 годКраткий обзор
Экономический обзор Рост ВВП в России замедлится в 2007 году до 5,5%, понизившись с 6,4% в 2005-м и ожидаемых 6% в 2006 году. Главной причиной этого станут высокие цены на энергоносители, однако уменьшающийся объём экспорта (в особенности в таких ключевых секторах, как добыча нефти) будет препятствовать этому. При этом предполагается, что уровень инвестиций и личного потребления останется высоким. Несмотря на падение в третьем квартале 2006 года, цены на нефть остаются высокими, в результате чего прирост ВВП России составил 10% в 2006 году и 8% в 2007 году. Получить контроль над инфляцией не удастся и в 2007 году, она останется на уровне 10%. Бюджетные меры, необходимые для контроля инфляции, не будут популярны в преддверии парламентских и президентских выборов. Недавние пересмотры федеральных статей расходов в сторону повышения подтверждают эти прогнозы. Сценарии В долгосрочной перспективе возможны 4 сценария развития событий. Первые три базируются на продолжающейся макроэкономической стабильности и постепенном снижении уровня инфляции, зависят главным образом от цен на нефть:
Розничная торговля Факты
Активное развитие экономики страны, а также развитие потребительского кредитования являются движущим фактором в росте розничного товарооборота. Розничный товарооборот в Москве в 2006 году вырос на 127% по сравнению с 2001 годом. Частные сбережения все также не характерны для населения страны, вследствие чего рост потребительского кредитования составляет значительную часть от роста объема розничных продаж. Увеличивается не только объем розничных продаж, но и ассортимент товаров, доступных для покупки (особенно в секторе непродовольственных товаров). Розничная торговля в Москве следует сезонному прогнозу, предполагающему значительный рост в декабре, когда предновогодние продажи добавляют 34% к среднему объему продаж за январь–октябрь. Роль продовольственной торговли в московской розничной торговле увеличивается, чему способствует рост количества гипермаркетов и супермаркетов
Торговые центры. Предложение
На московском рынке торговой недвижимости наметилось снижение темпов роста. Однако темпы роста предложения качественных торговых площадей превышают 20%, что ставит Москву на первое место среди всех европейских столиц. Несмотря на это, рынок московской торговой недвижимости еще не насыщен. Строительство более 800 000 кв. м качественных площадей запланировано на 2007–2008 годы. Самые крупные из них: “Каширский Молл” (200 000 кв. м, открытие – I1 квартал 2008 года), “Лотте Плаза” (22 700 кв. м, открытие – III квартал 2007 года) и “Метрополис” (205 000 кв. м, открытие – II квартал 2008 года). В 2006 году Юго-Восточный округ был самым быстроразвивающимся районом. Его рост с 2005 года составил 6% в основном за счёт того, что Северо-Западный округ, напротив, за тот же период сократил свою долю на 7%. Количество качественных торговых площадей на 1000 жителей распределено весьма неравномерно – с очень высокого уровня в ЦДО (1200 кв.м) до минимального в районе ТТК (24 кв. м). Это объясняется разной заселенностью районов, например, наименьшее количество жителей живет в ЦДО, несмотря на то что количество существующих торговых центров здесь значительно выше, чем в других районах. У Северо-Западного округа большой пассажиропоток, и местные жители района имеют высокий уровень дохода, что делает район еще более привлекательным для торговых девелоперов. В этом районе уже существуют два Метромаркета, а также “МЕГА Химки” (250 000 кв. м, открытие – IV квартал 2004 года) и “Гранд 2” (103 000 кв. м, открытие – IV квартал 2003 года). Третье транспортное кольцо (ТТК) присоединилось к торговым районам в 2005 году. На данный момент этот район имеет очень мало качественных торговых площадей, однако у него есть огромный потенциал не только потому, что эта зона обладает внушительным пассажирским потоком, но и потому, что находящиеся в этой зоне производственные помещения вскоре ожидает реконструкция. Прогноз
Торговые центры. Спрос Факт
Спрос на качественные торговые помещения остается высоким в Москве. Хотя так называемые “уличные рынки” до сих пор имеют свою лояльную аудиторию, все больше и больше москвичей понимают, что они могут найти лучший выбор по качеству и цене в торговых центрах. Активное строительство в торговом секторе дало возможность повыситься уровню свободных помещений. Однако в торговом секторе он остается менее 1%, отражая высокий спрос на качественные торговые помещения. Помещения в лучших торговых центрах пользуются таким высоким спросом, что уровень свободных помещений там равен нулю. Такие торговые центры полностью сданы еще до открытия, и арендаторы встают в очереди, чтобы разместить в них свои магазины. Прогноз В 2007 году мы ожидаем следующую сегментацию рынка:
Торговые центры Москвы. Арендные ставки Факт
В 2006 году арендные ставки в торговых центрах восстановились после падения в 2005-м. Уровень арендных ставок в 2006 году был обусловлен в основном более высоким уровнем качества новых проектов, которые сдавались по более высоким ставкам и пользовались высоким спросом. Открылись следующие качественные торговые центры: “Город” (общей площадью 134 000 кв. м, открытие – май 2006 г.), “Час Пик” (25 000 кв. м, открытие – август 2006 г.) и “Золотой Вавилон 2” (21 000 кв. м, открытие – август 2006 г.). В 2006 году Юго-Восточный район при средней арендной ставке $2128 стал лидером по уровню арендных ставок. Этот район имел интересное развитие: в 2004 году средние арендные ставки здесь были ниже $400, в 2005 году уровень ставок утроился и повторно удвоился в 2006 году. Этот рост был обусловлен открытием высококачественных торговых центров в этом районе в течение 2005–2006 г., как, например, торговых центров “РИО” (общая площадь – 92 000 кв. м, открытие – II квартал 2005 г.) и “Рамстор” на Севастопольском проспекте (общая площадь 55 500 кв. м, открытие – III квартал 2005 г.), а также торгового центра “Город” (общая площадь – 134 000 кв. м, открытие – май 2006 г.). Эти торговые центры были более высокого качества, чем в среднем по району. Арендные ставки в торговых центрах разнятся в зависимости от размера, категории, месторасположения и его обозримости. Ставки для якорных арендаторов, таких как супермаркеты и гипермаркеты, составляют от $100 до $250 за кв. м в год, от $180 до $350 для операторов сегмента бытовой техники и от $100 до $250 за кв. м в год для операторов развлекательного сегмента. Арендные ставки в регионах варьируются от $300 до $1500 за кв. м в год. Прогноз
Основные торговые коридоры Москвы Факты
Для анализа сектора уличной торговли аналитики Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko выделили 12 главных торговых коридоров Москвы. Эти торговые коридоры имеют разные характеристики. Для их зрительного сравнения мы отобразили длину каждой улицы по горизонтали и количество магазинов на этой улице по вертикали. Размер круга показывает общую площадь магазинов на улице. Выделяются три группы:
К середине 2006 года общая торговая площадь на этих 12 коридорах составляла примерно 340 000 кв. м, что на 2% ниже, чем в предыдущий год, причиной чего является реконструкция некоторых помещений. Средний уровень арендных ставок по двенадцати лучшим торговым коридорам вырос на 3,3% в 2006 году, следуя тенденции роста с 2000 года. При повышении арендных ставок на улицах темпы роста снижаются в связи с увеличением конкуренции со стороны торговых центров. Уровень свободных помещений по двенадцати главным торговым коридорам остаётся выше, чем в торговых центрах, и варьируется от 2 до 10% в зависимости от улицы. В 2006 году самый высокий уровень свободных помещений был зарегистрирован на Кутузовском проспекте и Кузнецком Мосту, а самый низкий – на 1-й Тверской-Ямской улице и улице Петровке. Улица Тверская остается самым дорогим торговым коридором в Москве. Средняя арендная ставка на этой улице в 2006 году составляла $2773 за кв. м в год. Значительный рост ставок – на 25% – в 2006 году был зарегистрирован на улицах Тверская, Петровка и Новый Арбат, в то время как на Садовом кольце и Ленинском проспекте, которые являются лидерами по площадям, ставки понизились. Прогноз
Регионы Факты
Спрос на новые качественные торговые помещения в регионах в основном стимулируется московскими сетевыми операторами и международными торговыми сетями, а также в меньшей мере местными компаниями. Ведущие российские и международные компании в торговом секторе, такие как ИКЕА, Metro Cash&Carry;, “Реал”, “Рамстор”, “М.Видео”, “Эльдорадо”, “Техносила”, “Мир”, “Старик Хоттабыч” и “Спортмастер”, продолжили свою экспансию в регионы, открывая новые торговые точки и выходя на новые рынки. Регионы развиваются, однако предложение качественных торговых центров остаётся на низком уровне по сравнению с Москвой и европейскими городами. Рост объёма торговых площадей в основном стимулируется ростом доходов и платёжеспособности местного населения, а также растущим оборотом региональной торговли. Самыми динамично развивающимися в торговом сегменте российскими городами, не считая Москву и Казань, являются Самара, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар и Екатеринбург, где доля торговых площадей на душу населения выше всего. Многие девелоперы, такие как ИКЕА, “Метро Групп”, “РТМ Девелопмент”, “Корстон”, DVI Group, “КИТ-Капитал”, “РГС Недвижимость” и другие, начинают экспансию в региональные города со своими торговыми проектами. Ежегодные темпы роста арендных ставок в торговых центрах по регионам ожидаются на уровне до 30%. В торговых центрах средние арендные ставки варьируются от $165–250 за кв. м в год для якорных арендаторов до $600–2400 за кв. м в год для торговой галереи. Уровень заполняемости в качественных торговых центрах в российских городах близок к 100%. Размер территории России требует различных подходов к анализу рынка недвижимости в разных областях страны. Аналитики Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko выделили 12 макрорынков, являющихся кластерами относительно больших городов, расположенных недалеко друг от друга. Московская и Ленинградская области рассматриваются отдельно в связи с их выдающейся ролью в развитии недвижимости. Европейская часть России густо населена, и макрорынки в этой зоне определены по административным границам областей и в некоторых случаях напоминают федеральные субъекты. В азиатской части страны выделяются отдельные кластеры. Прогноз
Инвестиционный рынок Факты
С 2004 года рынок инвестиций в торговую недвижимость претерпел невероятное развитие. Растущее количество инвестиционных сделок в Москве и регионах отражает растущий интерес инвесторов к рынку торговой недвижимости России. Крупные инвестиционные фонды, такие как EPH, Meinl Europeen Land, Jelmoli, London and Regional and Immoeast, осуществили приобретения на рынке торговой недвижимости. В 2006 году общая сумма инвестиций в торговую недвижимость достигла $1,6 млрд. Самой крупной инвестиционной сделкой стало приобретение Meinl Europeen Land двух Молл Галерей в Москве за более чем $500 млн. с доходностью 10%. Австрийский Immoeast был очень активен в торговом секторе и приобрел два торговых центра – “Золотой Вавилон Ясенево” и “Золотой Вавилон Отрадное” в Москве. Предположительная сумма сделки оценивается в $200 млн. с доходностью 11%. Казахстан Евразия приобрела часть московской сети “Арбат Престиж” (3 магазина общей площадью 4200 кв. м). Рынок торговой недвижимости в российских регионах предлагает массу возможностей для местных и иностранных инвесторов. В Санкт-Петербурге рынок торговой недвижимости наиболее развит. Meinl European Land продолжает свою экспансию на российский рынок недвижимости и приобретает “Северный Молл” в Санкт–Петербурге за более чем $150 млн. с доходностью 15%. Еще одной значительной сделкой на рынке стала продажа петербургским правительством торгового центра “Пассаж” российской девелоперской компании “СТ Групп”. Сделка оценивается в более чем $50 млн. Инвесторы стараются также расширять поле своей деятельности в таких городах как Самара, Уфа, Нижний Новгород, Челябинск и Красноярск. Две сделки покупки–продажи с последующей арендой были зарегистрированы в 2006 году за пределами Москвы. ZPIF CRE, управляемый компанией “Тройка Диалог”, купил помещения ресторана “Тинькофф” в Уфе и Самаре. “Торговый Квартал” в Красноярске был куплен российским холдингом “Марта”. Все это является индикатором растущего доверия к качеству торговых продуктов в России. Прогноз
Условия аренды
Прогноз
Источник Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Поделиться ссылкой в социальных сетях: Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 2248 | ![]() |
![]()
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Частный бухгалтер Интервью | Контакты | Оценка собственности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|