ПОЛУЧИТЕ ДИСТАНЦИОННО ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭКСПЕРТИЗA И ОЦЕНКA Дистанционное обучение оценщиков и экспертов по всей России в Московском университете «Синергия» Оценка бизнеса | Оценка недвижимости Судебная оценочная экспертиза |
| Интерактив / ИнтервьюОставить комментарий | Читать комментарии Экономика требует все более высокого уровня компетенций оценщиковВиктория Круглякова (профессор Воронежского государственного технического университета, д.э.н.) Оценочной деятельностью занимаются две категории работников. К первой относятся профессиональные оценщики. Они должны соответствовать требованиям законодательства по оценочной деятельности и соблюдать многочисленные нормативные документы и стандарты оценки. Ко второй можно отнести тех, кто считает себя "знатоками оценки", но де-юре к оценочной деятельности с ее нюансами отношения не имеет. Это работники государственных судебно-экспертных учреждений, центров кадастровой оценки, финансовых организаций, департаментов управления имуществом в органах исполнительной власти и в крупных компаниях, владеющих различными активами. Задача профессионального участника рынка оценки заключается в подготовке отчета об оценке - документа, содержащего обоснование стоимости оцениваемого имущества. А также при необходимости - в проверке качества отчета с предоставлением заказчику экспертного заключения СРО оценщиков на подготовленный отчет. Специалисты второй категории могут, к примеру, рассчитать стоимость имущества или проанализировать уже готовые отчеты об оценке на предмет их согласования или опровержения при заключении конкретной сделки. Для получения юридического статуса оценщика необходимо иметь профессиональное образование, а затем каждые три года сдавать квалификационные экзамены. Кроме того, нужно страховать свою ответственность, подтверждать отсутствие судимости в сфере экономических преступлений, регулярно оплачивать членские взносы в СРО оценщиков и ежеквартально направлять для публичного размещения на ее сайте данные о составе подписанных отчетов об оценке и экспертных заключений на отчеты. Профессионалы несут личную имущественную ответственность за качество подготовленных отчетов. Вторая категория специалистов занимает соответствующую должность в штате своей организации с учетом внутренних квалификационных требований. Уровень подготовки сотрудника при этом определяется по субъективным критериям, профессиональное образование и подтверждение квалификации со сдачей экзаменов не требуются. Довольно часто при анализе отчета об оценке они не только выражают свое личное мнение о его качестве (далеко не всегда соглашаясь с оценщиком), но и используют законное право направить жалобу на оценщика в СРО. Злоупотребление этим правом сегодня становится одним из рычагов давления на оценщика в условиях активной борьбы участников рынка за собственные экономические интересы. Защита оценщика от недобросовестных посягательств на его право формирования объективного профессионального мнения является одной из серьезных проблем для рынка оценочных услуг.
Состав оцениваемых активов и прав постоянно расширяется. Кроме традиционных пакетов акций, долей участников, разнообразного недвижимого и движимого имущества получает широкое распространение оборот товарных знаков, прав на результаты интеллектуальной деятельности, цифровых активов и других объектов. Уникальность профессии оценщика заключается в том, что он должен обладать большим объемом знаний в сфере права, экономики и управления, инженерных наук, бухгалтерского учета и собственно теории оценки. Базовые компетенции формируемые на этапе обучения в вузе, являются лишь начальным этапом обучения - правовое и методическое обеспечение оценки различных активов постоянно развивается и видоизменяется. Поэтому возникает потребность в повышении квалификации оценщиков на единой организацонно-методической основе. Пока эту задачу в режиме самонастройки решают сами оценщики, организуя дискуссии в профессиональных чатах и мессенджерах. Вносят свой вклад и различные обучающие программы и онлайн-курсы, тематика которых определяется под потребности происходящих экономических изменений. Тем не менее, отсутствие системы образования, формирующей базу общепризнанных методов и подходов к оценке различных активов зачастую становится причиной неразрешимых противоречий в спорах по поводу качества оценочных исследований - по сути, оценщики оказываются заложниками бессистемности в образовании и информационно-методическом обосновании оценки. Частые регуляторные изменения оценочной деятельности, а также экономическая недооцененность этих услуг на фоне постоянных споров о качестве отчетов об оценке привели к негативным последствиям для отрасли. С 2018 года до настоящего времени количество оценщиков в России сократилось более чем в два раза. Сегодня оценочные компании испытывают дефицит квалифицированных кадров. Профессия не пользуется у молодых людей большой популярностью. Многие из студентов, проявляющих интерес к оценочным компетенциям при обучении в вузе, работают затем год-два в оценочной компании и, накопив минимальный практический опыт, уходят в структурные подразделения крупных организаций. И там применяют свои знания уже в качестве "знатоков оценки". Хотя есть и ребята, нацеленные на самореализацию именно в профессиональной сфере.
В ближайшем будущем рынок оценочных услуг ожидают серьезные изменения. Пока на фоне роста объемов ипотечного кредитования в сфере жилой недвижимости и развития системы государственной кадастровой оценки многие оценщики востребованы в этих сегментах услуг. Однако банки активно переходят на цифровизацию оценки залогового имущества с привлечением единого оператора, поэтому в ближайшем будущем объем участия независимых оценщиков в этой сфере будет сведен к минимуму. Оспаривание кадастровой стоимости недвижимости, пережившее бум в период перехода к современной системе государственной кадастровой оценки, тоже постепенно сокращается. Сейчас востребованы услуги по оценке бизнеса в связи со сменой собственников компаний, в том числе в рамках современных внешнеполитических и экономических процессов., а также сопутствующий консалтинг, в том числе для целей финансовой отчетности. По-прежнему проводится оценка активов для принятия решений по управлению государственным имуществом, определяется стоимость имущества при изъятии земель и объектов капстроительства при реализации проектов развития территорий. Развиваются направления оценки товарных знаков, патентов и цифровых активов. Оценщики участвуют в качестве судебных экспертов в корпоративных и имущественных спорах, а также консультируют по различным управленческим вопросам. Очевидно, что в ближайшие годы останутся востребованными оценочные услуги, которые требуют более высокого уровня компетенций. Простые оценки - прежде всего квартир - будут оцифрованы и, вероятнее всего, монополизированы. Поэтому уже в ближайшие годы может возникнуть разрыв между уровнем компетенций специалистов, занимавшихся простыми оценками, и востребованными на рынке компетенциями более высокого уровня. Сегодня уже ощущается дефицит высококвалифицированных специалистов по оценке более сложных с правовой и методологической точки зрения активов. Восполнение этого дефицита является важной задачей образовательного и оценочного сообществ. Эффективное решение, на мой взгляд, может быть обеспечено на основе единой образовательной платформы, сформированной при поддержке СРО оценщиков и Совета по оценочной деятельности. Учебные программы по основным направлениям оценки необходимо разрабатывать на единой научно-методической базе, а повышение квалификации и дополнительное обучение должны обеспечивать адаптацию к изменениям в оценочной деятельности и ее методических основах. Применение такого подхода не только позволит постепенно устранить разрыв в уровне компетенций специалистов в разных регионах, но и обеспечит повышение качества оценочных услуг по стране в целом. Источник Российская газета Поделиться ссылкой в социальных сетях: Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 598 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Частный бухгалтер Интервью | Контакты | Оценка собственности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|