Оценщик.ру Добавить в избранное
Сделать стартовой
 
Оценщик.ру
  Новости
События
Форум
Поиск по сайту
Контакты | Реклама
Работа
  Поиск
Вакансии
Резюме
Добавить резюме
Добавить вакансию
Оценка
  Методики
Отчеты об оценке
Обзоры, аналитика
Справочники и нормативы
Словарь оценщика
Курсы оценщиков
СРО Оценщиков
Оценка для опеки
Интерактив
  Кадастровая оценка
Интервью
Статьи
Рейтинги
Вопрос-ответ
Авторы на Оценщик.ру
Проекты Отдела оценки Росимущества
Конкурсы, тендеры
Экспертиза
 Рабочая группа по экспертизе отчетов об оценке

Рекомендуем оценочную компанию:


Справочники и нормативы / Нормативные акты / Приказы

Оставить комментарий | Читать комментарии

Проект

Об утверждении федеральных стандартов оценки

В соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона от 29 июля ‎1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2016, № 23, ст. 3296), подпунктом 5.2.2 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2867; 2020, № 7, ст. 855) п р и к а з ы в а ю:

1.Утвердить:

  • федеральный стандарт оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)» согласно приложению № 1 к настоящему приказу;
  • федеральный стандарт оценки «Виды стоимости (ФСО II)» согласно приложению № 2 к настоящему приказу;
  • федеральный стандарт оценки «Процесс оценки (ФСО III)» согласно приложению № 3 к настоящему приказу;
  • федеральный стандарт оценки «Задание на оценку (ФСО IV)» согласно приложению № 4 к настоящему приказу;
  • федеральный стандарт оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)» согласно приложению № 5 к настоящему приказу;
  • федеральный стандарт оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)» согласно приложению № 6 к настоящему приказу.

2.Признать утратившими силу:

  • приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508 ‎«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)»;
  • приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297 ‎«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»;
  • приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 298 ‎«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»;
  • приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299 ‎«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету ‎об оценке (ФСО № 3)»;
  • приказ Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № 388 «О внесении изменений в Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508»;
  • приказ Минэкономразвития России от 17 ноября 2016 г. № 721 ‎«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение ликвидационной стоимости (ФСО № 12)»;
  • приказ Минэкономразвития России от 17 ноября 2016 г. № 722 ‎«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение инвестиционной стоимости (ФСО № 13)»;
  • приказ Минэкономразвития России от 6 декабря 2016 г. № 785 «О внесении изменений в Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденный приказом Минэкономразвития России ‎от 20 мая 2015 г. № 299».

3.Настоящий приказ вступает в силу по истечении девяноста дней ‎со дня его официального опубликования.

Министр
М.Г. Решетников

Приложение № 1
к приказу Минэкономразвития России
от «__» _________ 2021 г. № _____

 

Федеральный стандарт оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)»

I.Общие положения

1.Федеральные стандарты оценки разрабатываются с учетом международных стандартов оценки, в соответствии с Федеральным законом ‎от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ‎ст. 3813; 2002, № 46, ст. 4537; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 29, ст. 4291; 2014, № 30, ст. 4226; 2015, № 24, ст. 3372; 2016, № 23, ст. 3296; № 27, ст. 4293; 2018, № 49, ст. 7523; 2020, № 12, ст. 1658) (далее – Федеральный закон ).

II.Структура федеральных стандартов оценки

2.Федеральные стандарты оценки определяют требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

3.Федеральные стандарты оценки включают общие стандарты оценки, определяющие общие требования к порядку проведения оценки всех видов объектов оценки, и специальные стандарты оценки, определяющие дополнительные требования к порядку проведения оценки отдельных видов объектов оценки.

4.Общие стандарты оценки:

Федеральный стандарт оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)»;

Федеральный стандарт оценки «Виды стоимости (ФСО II)»;

Федеральный стандарт оценки «Процесс оценки (ФСО III)»;

Федеральный стандарт оценки «Задание на оценку (ФСО IV)»;

Федеральный стандарт оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)»;

Федеральный стандарт оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)»;

Федеральный стандарт оценки «Экспертиза отчета об оценке (ФСО XII)».

III.Основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки

5.Оценка стоимости – определение стоимости объекта оценки ‎в соответствии с федеральными стандартами оценки.

6.Объект оценки – объект гражданских прав, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлена возможность его участия в гражданском обороте.

7.Стоимость – мера ценности объекта для участников рынка ‎или конкретных лиц, выраженная в виде денежной суммы, определенная ‎на конкретную дату в соответствии с конкретным видом стоимости, установленным федеральными стандартами оценки.

8.Цена – денежная сумма, запрашиваемая, предлагаемая ‎или уплачиваемая участниками в результате совершенной или предполагаемой сделки.

9.Цель оценки – предполагаемое использование результата оценки, отражающее случаи обязательной оценки, установленные законодательством Российской Федерации, и (или) иные причины, в связи с которыми возникла необходимость определения стоимости объекта оценки.

10.Допущение – предположение, принимаемое как верное и касающееся фактов, условий или обстоятельств, связанных с объектом оценки, целью оценки, ограничениями оценки, используемой информацией или подходами (методами) к оценке.

11.Дата оценки – дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (дата проведения оценки, дата определения стоимости).

12.Подход к оценке – совокупность методов оценки, основанных на общей методологии.

13.Метод оценки – последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки.

14.Методические рекомендации по оценке – методические рекомендации по оценке, разработанные в целях развития положений утвержденных федеральных стандартов оценки и одобренные Советом по оценочной деятельности.

15.Результат оценки (итоговая стоимость объекта оценки) – стоимость объекта, определенная на основе профессионального суждения оценщика ‎для конкретной цели оценки с учетом допущений и ограничений оценки. Результат оценки выражается в рублях или иной валюте в соответствии с заданием на оценку, с указанием эквивалента в рублях. Результат оценки может быть представлен в виде числа и (или) интервала значений, являться результатом математического округления.

16.Пользователь результата оценки, отчета об оценке – заказчик оценки и иные лица в соответствии с целью оценки.

17.Существенность – степень влияния информации, допущений, ограничений оценки и проведенных расчетов на результат оценки. Существенность может не иметь количественного измерения. Для определения уровня существенности требуется профессиональное суждение в области оценочной деятельности.

18.Понятия «должен», «следует», «может» для целей федеральных стандартов оценки применяются для обозначения степени обязательности выполнения требований и рекомендаций и означает следующее:

  1. должен – указывает на безусловную обязанность оценщика выполнить то или иное действие. Оценщик должен выполнять требование в каждом случае, когда имеет место такое указание в федеральных стандартах оценки;
  2. «следует» указывает на предпочтительные действия оценщика. В каждом случае оценщик рассматривает возможность и целесообразность выполнения требования и при наличии оснований вправе отказаться от его выполнения;
  3. может – указывает на действия, которые не являются обязательным. В этой области реализуется профессиональное суждение оценщика использовать либо не использовать ту или иную возможность.

Приложение № 2
к приказу Минэкономразвития России
от «__» _________ 2021 г. № _____

Федеральный стандарт оценки «Виды стоимости (ФСО II)»

I.Общие положения

1.Вид стоимости определяется исходя из цели оценки, исходных условий определения стоимости, формируемых целью оценки, – предпосылок стоимости.

2.Предпосылки стоимости оказывают влияние на выбор вида стоимости, допущений, исходной информации, подходов и методов оценки и, следовательно, на результат оценки.

II.Предпосылки стоимости

3.Предпосылки стоимости включают следующее:

  1. предполагается сделка с объектом оценки или продолжение использования объекта оценки без совершения сделки с ним;
  2. участники сделки или пользователь объекта – конкретные (идентифицированные) лица либо неопределенный круг лиц (гипотетические участники);
  3. дата оценки;
  4. предполагаемое использование объекта – наиболее эффективное использование, текущее использование, иное конкретное использование ‎(в частности, ликвидация);
  5. характер сделки – добровольная сделка в типичных условиях ‎или сделка в условиях вынужденной продажи.

4.Предпосылки о предполагаемой сделке, круг участников которой ‎не определен, являются рыночными предпосылками. В отличие от рыночных предпосылок, нерыночные предпосылки – это предпосылки о конкретных участниках сделки или конкретных пользователях объекта.

5.Для целей оценки дата оценки рассматривается как дата, на которую совершилась бы сделка, или дата, на которую определяются выгоды ‎от использования объекта оценки. Дата оценки влияет на то, какую информацию оценщик принимает во внимание при проведении оценки.

6.Наиболее эффективное использование представляет собой физически возможное, юридически допустимое и финансово обоснованное использование объекта, при котором стоимость объекта будет наибольшей.

Наиболее эффективное использование определяется с точки зрения участников рынка, даже если сторона сделки предусматривает иное использование. При этом предполагается, что текущее использование объекта оценки является его наиболее эффективным использованием, за исключением случаев, когда рыночные или другие факторы указывают, что иное использование объекта оценки участниками рынка привело бы к его наибольшей стоимости.

Наиболее эффективное использование объекта может отличаться от его текущего использования, в частности, может представлять собой ликвидацию.

Наиболее эффективное использование объекта, оцениваемого отдельно ‎от других объектов, входящих в комплекс объектов, может отличаться ‎от его наиболее эффективного использования в составе комплекса объектов.

Особенности проведения анализа наиболее эффективного использования ‎при определении стоимости отдельных видов объектов оценки могут быть установлены соответствующими специальными стандартами оценки.

Текущее использование – фактическое использование объекта на дату оценки.

7.Ликвидация – прекращение использования объекта как единого целого и распродажа его по частям или утилизация. Ликвидация может проводиться в порядке добровольной продажи или носить характер вынужденной продажи.

8.Добровольная продажа объекта происходит путем типичного способа экспозиции подобных объектов на рынке в типичные рыночные сроки экспозиции, необходимые для поиска заинтересованного покупателя.

9.Вынужденная продажа – ситуация, когда продавец вынужден совершить сделку в короткие сроки (меньше рыночного срока экспозиции). ‎При этом условия продажи могут сокращать круг потенциальных покупателей, ограничивать доступную им информацию об объекте и иным образом влиять ‎на цену сделки.

Цена, на которую продавец согласится при вынужденной продаже, отражает его конкретные обстоятельства, а не обстоятельства, характерные ‎для типичного заинтересованного продавца, действующего добровольно ‎в типичных рыночных условиях.

10.Предпосылки стоимости, типичные для каждого из видов стоимости, содержатся в определении данного вида стоимости и раскрыты в настоящем федеральном стандарте оценки.

11.Предпосылки стоимости могут отличаться от обстоятельств фактической сделки или фактического использования объекта. Предпосылкой стоимости может быть гипотетическая сделка в том числе тогда, когда цель оценки не связана со сделкой.

III.Особенности определения видов стоимости

12.В соответствии с федеральными стандартами оценки определяются следующие виды стоимости:

  1. рыночная стоимость;
  2. равновесная стоимость;
  3. инвестиционная стоимость;
  4. иные виды стоимости, предусмотренные Федеральным законом ‎от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ‎ст. 3813; 2002, № 46, ст. 4537; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 29, ст. 4291; 2014, № 30, ст. 4226; 2015, № 24, ст. 3372; 2016, № 23, ст. 3296; № 27, ст. 4293; 2018, № 49, ст. 7523; 2020, № 12, ст. 1658) (далее – Федеральный закон).

13.Рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, ‎по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке ‎в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  1. одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  2. стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  3. объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  4. цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  5. платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

14.Рыночная стоимость основана на предпосылках о сделке, совершаемой с объектом на рынке между гипотетическими участниками, ‎без влияния факторов вынужденной продажи, после выставления объекта ‎в течение рыночного срока экспозиции типичными для подобных объектов способами. Рыночная стоимость отражает потенциал наиболее эффективного использования объекта для участников рынка.

При определении рыночной стоимости не учитываются условия, специфические для конкретных сторон сделки, если они не доступны другим участникам рынка. К таким условиям могут относиться, например, синергии с другими активами, мотивация конкретного стратегического или портфельного инвестора, льготные налоговые или кредитные условия.

15.Равновесная стоимость – денежная сумма, за которую предположительно состоялся бы обмен объекта между конкретными, хорошо осведомленными и готовыми к сделке сторонами на дату оценки, отражающая интересы этих сторон. Равновесная стоимость, в отличие от рыночной, отражает условия совершения сделки для каждой из сторон, включая преимущества ‎и недостатки, которые каждая из сторон получит в результате сделки. Поэтому ‎при определении равновесной стоимости необходимо учитывать предполагаемое сторонами сделки использование объекта и иные условия, относящиеся к обстоятельствам конкретных сторон сделки.

16.Инвестиционная стоимость – стоимость объекта оценки ‎для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. Инвестиционная стоимость не предполагает совершения сделки с объектом оценки и отражает выгоды от владения объектом. При определении инвестиционной стоимости необходимо учитывать предполагаемое текущим или потенциальным владельцем использование объекта, синергии ‎и предполагаемый полезный эффект от использования объекта оценки, ожидаемую доходность, иные условия, относящиеся к обстоятельствам конкретного владельца.

17.С учетом цели оценки может потребоваться определение стоимости в предпосылке о вынужденной продаже, в предпосылке о текущем использовании, в предпосылке о ликвидации объекта оценки.

В этом случае предпосылки и основания для их введения должны быть указаны в задании на оценку и отчете об оценке объекта оценки (далее – отчет ‎об оценке).

18.При определении стоимости в предпосылке о вынужденной продаже необходимо установить конкретные чрезвычайные обстоятельства, вынуждающие продавца продавать объект способом, не соответствующим рыночным, и определить последствия влияния этих обстоятельств на стоимость. Ликвидационная стоимость, определение которой дано в статье 3 Федерального закона, является частным случаем стоимости при вынужденной продаже, когда предполагается ускоренная сделка между гипотетическими участниками рынка.

19.В предпосылке о ликвидации объекта определяется денежная сумма, которая может быть получена при продаже объекта по частям или его утилизации. При оценке стоимости при ликвидации объекта оценки учитываются расходы на предпродажную подготовку и распродажу его отдельных частей или их утилизацию.

Такая стоимость может быть определена в предпосылке добровольной либо вынужденной продажи частей.

20.Если законодательством, нормативными правовыми актами ‎или иными документами, в соответствии с которыми действует заказчик оценки, предусмотрена оценка стоимости, вид которой не определен или отсутствует в пункте 12 настоящего федерального стандарта оценки, должны быть установлены предпосылки, подходящие цели оценки и соответствующие положениям данного федерального стандарта оценки. В этом случае в задании на оценку и отчете об оценке должны быть указаны предпосылки, основания ‎для их установления и выбранный вид стоимости.

21.Стоимость, как правило, определяется без затрат продавца ‎и покупателя на совершение сделки (транзакционных издержек) и налогов, подлежащих уплате непосредственно в результате совершения сделки ‎(в частности налога на добавленную стоимость). С учетом цели оценки, особенностей объекта оценки, включая ценообразование в сегменте рынка объекта оценки, стоимость может определяться с транзакционными издержками и (или) указанными выше налогами. В таких случаях информация об учете в стоимости транзакционных издержек и налогов должна быть раскрыта в отчете об оценке.

Приложение № 3
к приказу Минэкономразвития России
от «__» _________ 2021 г. № _____

Федеральный стандарт оценки «Процесс оценки (ФСО III)»

 

I.Основные этапы процесса оценки

1.Процесс оценки включает следующие действия:

  1. согласование задания на оценку заказчиком оценки и оценщиком ‎или юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор, путем подписания такого задания в составе договора на оценку объекта оценки (далее – договор на оценку) или в иной письменной форме в случае проведения оценки на основаниях, отличающихся от договора на оценку, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2002, № 46, ст. 4537; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 29, ст. 4291; 2014, № 30, ст. 4226; 2015, № 24, ст. 3372; 2016, № 23, ст. 3296; № 27, ст. 4293; 2018, № 49, ст. 7523; 2020, № 12, ст. 1658) (далее – Федеральный закон);
  2. сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;
  3. применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки ‎и осуществление необходимых расчетов;
  4. согласование промежуточных результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке (в случае необходимости), ‎и определение итоговой стоимости объекта оценки;
  5. составление отчета об оценке.

2.Процесс оценки не включает финансовую, юридическую, налоговую проверку и (или) экологический, технический и иные виды аудита.

3.В процессе оценки необходимо соблюдать требования Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, методических рекомендаций по оценке, одобренных советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.

II. Допущения оценки в отношении объекта оценки и условий предполагаемой сделки или использования объекта оценки

4.В процессе оценки для определения стоимости может требоваться установление допущений в отношении объекта оценки и (или) условий предполагаемой сделки или использования объекта оценки. Эти допущения могут быть приняты на любом этапе процесса оценки до составления отчета ‎об оценке.

5.Такие допущения подразделяются на две категории:

  • допущения, которые не противоречат фактам на дату оценки ‎или в отношении которых отсутствуют основания считать обратное;
  • допущения, которые не соответствуют фактам на дату оценки, – специальные допущения.

6. Допущения могут оказывать существенное влияние на результат оценки. Они должны соответствовать цели оценки. Допущения в отношении объекта оценки и (или) условий предполагаемой сделки или использования объекта оценки, должны быть согласованы заказчиком и оценщиком и раскрыты в отчете об оценке.

III.Ограничения оценки

7. В процессе оценки могут быть выявлены ограничения в отношении источников информации и объема исследования, например, в связи ‎с невозможностью проведения осмотра объекта оценки. Ограничения могут оказывать существенное влияние на результат оценки.

8. Ограничения, а также связанные с ними допущения должны быть согласованы оценщиком и заказчиком и раскрыты в отчете об оценке.

9. Оценка не может проводиться, если с учетом ограничений оценки оценщик не может сформировать достаточные исходные данные и допущения ‎в соответствии с целью оценки или если объем исследований недостаточен ‎для получения достоверного результата оценки.

IV.Работа с информацией

10.В процессе оценки оценщик собирает информацию, достаточную ‎для определения стоимости объекта оценки, принимая во внимание ‎ее достоверность, надежность и существенность для цели оценки. Признание информации достоверной, надежной, существенной и достаточной требует профессионального суждения оценщика.

Оценщик анализирует исходную информацию на предмет ‎ее достоверности, надежности, достаточности и существенности, учитывая:

  1. цель оценки и вид стоимости;
  2. допущения оценки;
  3. компетентность источника информации;
  4. независимость источника информации от объекта оценки ‎и (или) от заказчика оценки.

11.Способы получения информации могут включать составление запросов к информированным источникам, получение исходных документов ‎и материалов, осмотр объекта оценки, интервью, поиск рыночной информации из различных источников. Для выполнения оценки оценщик может привлекать организации и квалифицированных отраслевых специалистов, обладающих знаниями и навыками, не относящимися к компетенции оценщика.

12.Если оценщик использует существенную информацию, предоставленную для оценки сторонними лицами (например, заказчиком оценки, правообладателем объекта оценки, другими специалистами, экспертами рынка и отрасли), оценщик анализирует, является ли такая информация надежной и достоверной, имеется ли иная информация, которую можно использовать для целей оценки.

13.В процессе оценки оценщик использует информацию, доступную участникам рынка на дату оценки. Информация, которая стала доступна после даты оценки, может быть использована только в следующих случаях:

  1. если такая информация отражает состояние рынка и объекта оценки на дату оценки, соответствует ожиданиям участников рынка (например, статистическая информация, финансовые результаты деятельности компании ‎и другая информация, относящаяся к состоянию объекта оценки и (или) рынка ‎в период до даты оценки или на дату оценки);
  2. если использование такой информации допускается в особом порядке в рамках соответствующих специальных стандартов оценки ‎при определении стоимости отдельных видов объектов оценки.

14.Заказчик оценки, правообладатель объекта оценки или иное уполномоченное ими лицо должны подтвердить, что предоставленная ‎ими информация соответствует известным им фактам. Объем данных, требующих такого подтверждения, и форма подтверждения определяются оценщиком с учетом особенности содержания информации, ее существенности, если особые требования не указаны в задании на оценку. Информация должна быть подтверждена одним из следующих способов:

  1. путем заверения заказчиком копий документов и материалов;
  2. подписания заказчиком письма-представления, содержащего существенную информацию и (или) перечень документов и материалов ‎с подтверждением того, что информация соответствует известным заказчику фактам, планы и прогнозы отражают ожидания заказчика.

Такое подтверждение не заменяет собой анализ исходной информации оценщиком в соответствии с пунктами 10 и 12 настоящего федерального стандарта оценки.

Приложение № 4
к приказу Минэкономразвития России
от «__» _________ 2021 г. № _____

Федеральный стандарт оценки «Задание на оценку (ФСО IV)»

1.Оценка объекта оценки выполняется оценщиком на основе задания ‎на оценку, которое является неотъемлемой частью договора на оценку объекта оценки (далее – договор на оценку), или представлено в иной письменной форме в случае проведения оценки на основаниях, отличающихся от договора ‎на оценку, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 1998 г. ‎№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2002, № 46, ‎ст. 4537; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 29, ‎ст. 4291; 2014, № 30, ст. 4226; 2015, № 24, ст. 3372; 2016, № 23, ст. 3296; № 27, ст. 4293; 2018, № 49, ст. 7523; 2020, № 12, ст. 1658) (далее – Федеральный закон).

2.Задание на оценку согласовывается заказчиком оценки и оценщиком или юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор, путем подписания в составе договора на оценку или в иной письменной форме в случае проведения оценки на основаниях, отличающихся от договора на оценку. Уточнение задания на оценку может продолжаться в течение процесса оценки до составления отчета об оценке.

3.Задание на оценку должно содержать следующую информацию:

  1. объект оценки, включая права на объект оценки. Идентификация объекта оценки проводится на основе присущих ему количественных ‎и качественных характеристик с учетом описания прав на объект оценки, учитываемых при определении стоимости, и связанных с ними ограничений ‎и обременений. Требования к идентификации объекта оценки по отдельным видам объектов оценки устанавливаются соответствующими специальными федеральными стандартами оценки;
  2. цель оценки. Цель оценки должна быть установлена однозначно, ‎для определения предпосылок стоимости, в частности, цель оценки должна сопровождаться указанием ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов Российской Федерации, в связи с которыми возникла необходимость проведения оценки (если применимо);
  3. указание на то, что оценка проводится в соответствии ‎с Федеральным законом;
  4. вид стоимости и предпосылки стоимости, если это необходимо ‎в соответствии с пунктами 17 и 20 федерального стандарта оценки «Виды стоимости (ФСО II)»;
  5. дата оценки;
  6. специальные допущения, иные существенные допущения, ‎в соответствии с разделом II федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», если они известны на момент составления задания на оценку;
  7. ограничения оценки в соответствии с разделом III федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», если они известны на момент составления задания на оценку;
  8. ограничения на использование, распространение и публикацию отчета об оценке объекта оценки (далее – отчет об оценке), за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  9. указание на форму составления отчета об оценке;
  10. иная информация, предусмотренная федеральными стандартами оценки для отражения в задании на оценку.

4.Задание на оценку может включать следующую информацию:

  1. состав и объем документов и материалов, представляемых заказчиком оценки;
  2. необходимость привлечения внешних организаций ‎и квалифицированных отраслевых специалистов;
  3. сведения о предполагаемых пользователях результата оценки ‎и отчета об оценке (помимо заказчика оценки);
  4. формы представления итоговой стоимости (например, в виде интервала значений, в валюте, в которой должна быть представлена стоимость ‎в соответствии с пунктом 15 федерального стандарта оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые ‎в федеральных стандартах оценки (ФСО I)»);
  5. специфические требования к отчету об оценке (например, ‎в отношении формы и объема раскрытия в отчете информации), ‎не противоречащие федеральному стандарту оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)»;
  6. указание на необходимость проведения дополнительных исследований и определения иных расчетных величин, которые не являются результатами оценки в соответствии с федеральными стандартами оценки.

Приложение № 5
к приказу Минэкономразвития России
от «__» _________ 2021 г. № _____

Федеральный стандарт оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)»

I.Подходы к оценке

1.При проведении оценки используются сравнительный, доходный ‎и затратный подходы. При применении каждого из подходов к оценке используются различные методы оценки. Оценщик может применять методы оценки, не указанные в федеральных стандартах оценки, с целью получения наиболее достоверных результатов оценки.

2.В процессе оценки оценщик рассматривает возможность применения всех подходов к оценке, в том числе для подтверждения выводов, полученных при применении других подходов. При выборе подходов и методов оценки оценщику необходимо учитывать специфику объекта оценки, цели оценки, вид стоимости, достаточность и достоверность исходной информации, допущения и ограничения оценки. Ни один из подходов и методов оценки не является универсальным, применимым во всех случаях оценки. В то же время оценщик может использовать один подход и метод оценки, если применение данного подхода и метода оценки приводит к наиболее достоверному результату оценки с учетом доступной информации, допущений и ограничений проводимой оценки.

3.При применении нескольких подходов и методов оценщик использует процедуру согласования их результатов. В случае существенных расхождений результатов подходов и методов оценки оценщик анализирует возможные причины расхождений, устанавливает подходы и методы, позволяющие получить наиболее достоверные результаты с учетом факторов, указанных в пункте 2 настоящего федерального стандарта оценки. Не следует применять среднюю арифметическую величину или иные математические правила взвешивания в случае существенных расхождений промежуточных результатов методов и подходов оценки без такого анализа. В результате анализа оценщик может обоснованно выбрать один из полученных результатов, полученных при использовании методов и подходов для определения итоговой стоимости объекта оценки.

II.Сравнительный подход

4.Сравнительный подход – совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с идентичными или аналогичными объектами (аналогами). Сравнительный подход основан на принципах ценового равновесия и замещения.

5.Рассматривая возможность и целесообразность применения сравнительного подхода оценщику необходимо учитывать объем и качество информации о сделках с объектами, аналогичными объекту оценки, в частности:

  1. активность рынка (значимость сравнительного подхода тем выше, ‎чем больше сделок с аналогами осуществляется на рынке);
  2. доступность информации о сделках (значимость сравнительного подхода тем выше, чем надежнее информация о сделках с аналогами);
  3. актуальность рыночной ценовой информации (значимость сравнительного подхода тем выше, чем меньше удалены во времени сделки ‎с аналогами от даты оценки, и чем стабильнее рыночные условия были в этом интервале времени);
  4. степень сопоставимости аналогов с объектом оценки (значимость сравнительного подхода тем выше, чем ближе аналоги по своим существенным характеристикам к объекту оценки, и чем меньше корректировок приходится вносить в цены аналогов на отличия в этих характеристиках).

6.Методы сравнительного подхода основаны на использовании информации о котировках публично торгуемых объектов (метод котировок) ‎и сделках с сопоставимыми аналогами. При применении методов сравнительного подхода может использоваться ценовая информация об аналогах (цены сделок и цены предложений) и (или) объектах оценки (цены сделок, цена обязывающего предложения).

7.Если сведения о совершенных сделках отсутствуют ‎или их недостаточно для определения стоимости объекта оценки, оценщик может использовать цены предложений. Цена предложения представляет собой мнение одной из сторон потенциальной сделки, заинтересованного в более высокой цене, поэтому при проведении анализа цен предложений по аналогам оценщику следует учитывать:

  1. возможную разницу между ценой сделки и ценой предложения;
  2. период экспозиции аналога на рынке и изменение его цены за этот период (при наличии информации);
  3. соответствие цены аналога его характеристикам в сопоставлении ‎с другими предложениями на рынке, избегая завышенных или заниженных цен предложения.

Поскольку сведения о предложениях не остаются неизменными, оценщику следует их документировать, чтобы обеспечить подтверждение этих данных в будущем.

8.Сравнение объекта оценки с аналогами может проводиться ‎с использованием различных количественных параметров измерения объекта оценки – единиц сравнения. Например, единицами сравнения являются:

  1. цена (или арендная ставка) за единицу площади или иную единицу измерения при оценке объектов недвижимости;
  2. мультипликаторы (коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации) при оценке бизнеса;
  3. цена на единицу производительности или мощности, массы, габаритных размеров при оценке машин и оборудования.

9.Основные этапы сравнительного подхода:

  1. определение единиц сравнения, характерных для рынка объекта оценки;
  2. выбор наиболее сопоставимых аналогов и расчет единиц сравнения для каждого из них;
  3. сравнительный анализ количественных и качественных характеристик (сходств и различий) аналогов и объекта оценки;
  4. внесение в значения единиц сравнения корректировок для отражения различий между объектом оценки и аналогами (при необходимости);
  5. согласование скорректированных значений единиц сравнения ‎или полученных на их основе показателей стоимости объекта оценки. Согласование проводится с учетом положений пункта 3 настоящего федерального стандарта оценки. При этом оценщик может обоснованно выбрать в качестве результата сравнительного подхода показатель стоимости, полученный на основе одного аналога или одной единицы сравнения, либо отказаться от применения показателя, полученного на основе какого-либо аналога или единицы сравнения.

10.В рамках сравнительного подхода при выборе аналогов следует:

  1. учитывать достаточность и достоверность информации ‎и надежность источника информации по каждому аналогу;
  2. использовать при проведении анализа наиболее сопоставимые аналоги для того, чтобы вносить меньше корректировок;
  3. учитывать, что сделки, совершенные ближе к дате оценки, более репрезентативны, чем сделки, совершенные в более ранний срок, особенно ‎на нестабильных рынках;
  4. рассматривать сделки, совершенные между независимыми сторонами;
  5. учитывать, что ценовая информация по фактическим сделкам является лучшим основанием для определения стоимости, чем предложения ‎к совершению сделки, если условия сделки соответствуют предпосылкам рыночной стоимости.

III.Доходный подход

11.Доходный подход – совокупность методов оценки, основанных ‎на определении текущей стоимости ожидаемых будущих денежных потоков ‎от использования объекта оценки. Доходный подход основан на принципе ожидания выгод.

12.Рассматривая возможность и целесообразность применения доходного подхода оценщику необходимо учитывать:

  1. способность объекта приносить доход (значимость доходного подхода выше, если получение дохода от использования объекта соответствует целям приобретения объекта участниками рынка);
  2. степень неопределенности будущих доходов (значимость доходного подхода тем ниже, чем выше неопределенность, связанная с суммами и сроками поступления будущих доходов от использования объекта).

13.В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на прямой капитализации или дисконтировании будущих денежных потоков (доходов).

14.Определение стоимости объекта оценки при использовании метода прямой капитализации осуществляется путем деления дохода за один период (обычно год) на ставку капитализации.

15.В методе дисконтированных денежных потоков будущие денежные потоки по объекту оценки приводятся к текущей дате при помощи ставки дисконтирования, отражающей ожидаемую участниками рынка или конкретными участниками сделки, или конкретным пользователем (в соответствии с определяемым видом стоимости) ставку доходности (норму прибыли) на инвестиции с сопоставимым риском.

16.Основные этапы доходного подхода:

  1. выбор вида денежного потока с учетом особенностей объекта оценки, например, номинальный или реальный денежный поток, доналоговый ‎или посленалоговый денежный поток, денежный поток с учетом или без заемных средств на собственный или инвестированный (общий) капитал;
  2. в методе прямой капитализации:
  • определение денежного потока за один период;

‎в методе дисконтирования денежных потоков:

  • определение срока прогнозирования денежного потока (продолжительности прогнозного периода);
  • прогноз денежного потока в течение срока прогнозирования;
  • определение необходимости применения постпрогнозной (терминальной, остаточной) стоимости для объекта оценки по окончании срока прогнозирования денежных потоков и расчет соответствующей постпрогнозной стоимости с учетом особенностей объекта оценки;
  1. определение ставки дисконтирования (ставки капитализации), соответствующей денежному потоку;
  2. приведение прогнозных денежных потоков, в том числе постпрогнозной стоимости (при наличии), к текущей стоимости по ставке дисконтирования или капитализация денежного потока по ставке капитализации.

17.На выбор вида денежного потока влияет специфика объекта оценки ‎и сложившаяся практика участников рынка. При этом ставка дисконтирования (ставка капитализации) должна соответствовать виду денежного потока в части его инфляционной (номинальный или реальный денежный поток), налоговой (доналоговый или посленалоговый денежный поток), валютной и иных составляющих, отражать связанный с денежным потоком риск.

18.При выборе прогнозного периода учитываются:

  1. оставшийся срок полезного использования объекта оценки;
  2. период, на который доступна информация для составления прогноза;
  3. период достижения стабильного темпа роста денежных потоков объекта оценки, после завершения которого возможно применить постпрогнозную стоимость. Для объектов оценки с сезонным или циклическим характером деятельности прогнозный период должен учитывать сезонность или включать полный цикл получения доходов, соответственно.

19.При прогнозировании денежного потока следует осуществлять ‎его сопоставление со следующими показателями:

  1. ретроспективные показатели операционной, инвестиционной ‎и финансовой деятельности (использования) объекта оценки;
  2. ретроспективные и прогнозные показатели отрасли и (или) сегмента рынка;
  3. прогнозный темп экономического роста региона или страны,‎в которой действует (используется) объект оценки.

20.Постпрогнозная стоимость представляет собой ожидаемую величину стоимости объекта оценки в конце прогнозного периода. Она определяется в случае, если объект оценки продолжит функционировать по окончании прогнозного периода. При расчете постпрогнозной стоимости следует учитывать:

  1. срок полезного использования объекта оценки – неограниченный или ограниченный (например, для объектов с истощимыми запасами ‎или ресурсами);
  2. потенциал дальнейшего изменения (роста или снижения) денежных потоков за пределами прогнозного периода;
  3. заранее определенную сумму денежных средств, ожидаемую ‎к получению после завершения прогнозного периода;
  4. циклический характер деятельности или использования объекта оценки.

21.При расчете постпрогнозной стоимости могут применяться различные методы, в частности:

  1. модель Гордона – модель постоянного роста стоимости, основанная на предположении, что стоимость объекта оценки будет изменяться (увеличиваться или уменьшаться) с постоянным темпом в течение бесконечного периода времени в будущем. Данный метод подходит для объектов оценки с неограниченным или крайне продолжительным сроком полезного использования;
  2. метод прямой капитализации. Данный метод подходит для оценки объектов с неограниченным или крайне продолжительным сроком полезного использования;
  3. методы сравнительного подхода. Данные методы подходят для объектов оценки, как с неограниченным, так и с ограниченным сроком полезного использования;
  4. метод ликвидационной стоимости. В случае, если затраты превышают доход от утилизации или ликвидации, величина постпрогнозной стоимости может принимать отрицательные значения. Данный метод подходит для объектов оценки с ограниченным сроком полезного использования.

22.Ставка дисконтирования и ставка капитализации должны отражать риски получения прогнозируемого денежного потока с точки зрения участников рынка, конкретной сделки или пользователя (в соответствии с видом определяемой стоимости).

Существуют различные методы определения ставки дисконтирования (ставки капитализации) с учетом специфики объекта оценки. При определении ставки дисконтирования (ставки капитализации) следует учитывать:

  1. вид стоимости и соответствующие ему стороны сделки ‎или пользователя объекта;
  2. допущения оценки;
  3. вид денежного потока, в частности, его инфляционную (номинальный или реальный денежный поток), налоговую (доналоговый ‎или посленалоговый денежный поток), валютную и иные составляющие;
  4. факторы риска инвестирования в объект оценки, в частности, связанные с его следующими особенностями:
    1. вид объекта оценки (недвижимость, движимое имущество, бизнес, обязательства и другие);
    2. сегмент рынка объекта оценки (географическое положение объекта оценки или рынка производимого с его использованием продукта);
    3. срок полезного использования объекта оценки;
    4. специфические риски объекта оценки.

23.В расчетах по доходному подходу необходимо не допускать двойного учета рисков, связанных с получением денежных потоков и в будущих денежных потоках, и в ставке дисконтирования (капитализации) одновременно.

IV. Затратный подход

24.Затратный подход – совокупность методов оценки, основанных ‎на определении затрат, необходимых для воспроизводства или замещения объекта оценки с учетом совокупного обесценения (износа) объекта оценки ‎и (или) его компонентов. Затратный подход основан на принципе замещения.

25.Рассматривая возможность и целесообразность применения затратного подхода, оценщик должен учитывать:

  1. возможность для участников рынка воссоздать объект, обладающий такой же полезностью, что и объект оценки, наличие значительных регулятивных или иных юридических ограничений, а также затрат времени – значимость подхода высокая, когда у участников рынка есть возможность воссоздать объект без значительных ограничений и затрат времени;
  2. надежность других подходов к оценке объекта – наиболее высока значимость затратного подхода, когда объект не генерирует непосредственно доход и является специализированным, то есть не продается на рынке отдельно ‎от бизнеса или имущественного комплекса, для которого был создан.

26.В рамках затратного подхода применяются следующие методы:

  1. метод затрат воспроизводства или затрат замещения;
  2. метод суммирования стоимости компонентов в составе объекта оценки.

27.Затраты замещения (стоимость замещения) – это текущие затраты ‎на создание или приобретение объекта эквивалентной полезности без учета ‎его точных физических свойств. Обычно затраты замещения относятся ‎к современному аналогичному объекту, обеспечивающему равноценную полезность, имеющему современный дизайн и произведенному ‎с использованием современных экономически эффективных материалов ‎и технологий.

28.Затраты воспроизводства (стоимость воспроизводства) – это текущие затраты на воссоздание или приобретение точной копии объекта. Расчет на основе затрат воспроизводства целесообразно применять в следующих случаях:

  1. полезность рассматриваемого объекта может быть обеспечена только точной его копией;
  2. затраты на создание или приобретение современного аналога больше, чем затраты на воссоздание точной копии рассматриваемого объекта.

29.Основные этапы методов затрат воспроизводства и затрат замещения:

  1. расчет всех затрат участников рынка на приобретение или создание точной копии объекта оценки (затраты на воспроизводство) или актива ‎с аналогичной полезностью (затраты на замещение);
  2. определение наличия и величины совокупного обесценения (износа) в связи с физическим износом, функциональным (моральным, технологическим) устареванием (износом) и экономическим (внешним) обесценением объекта оценки;
  3. вычет совокупного обесценения (износа) из общей суммы затрат воспроизводства или замещения для определения стоимости объекта оценки.

30.Метод суммирования основан на суммировании стоимостей всех компонентов, входящих в состав объекта оценки, когда стоимость каждого компонента определяется различными подходами с учетом специфики компонента. В оценке бизнеса это метод носит название метода чистых активов.

31.Элементы затрат воспроизводства и замещения могут отличаться ‎в зависимости от вида объекта оценки и допущений оценки и обычно включают прямые и косвенные затраты, возникающие в процессе воспроизводства ‎или замещения объекта на дату оценки. При расчете затрат воспроизводства ‎и затрат замещения могут учитываться затраты на привлечение финансирования и прибыль предпринимателя.

32.При определении затрат на воспроизводство или замещение необходимо рассмотреть возможность использования фактических затрат, произведенных при создании объекта оценки или аналогичного объекта, проанализировать и, при необходимости, применить корректировки:

  1. на изменение цен на элементы затрат в период между датой, когда были произведены соответствующие затраты, и датой оценки;
  2. на нетипичные дополнительные затраты или экономию средств, которые отражены в фактических затратах, но не возникнут при создании точной копии объекта оценки или объекта с аналогичной полезностью;
  3. соответствие фактически произведенных затрат рыночным данным.

33.Различают следующие виды обесценения (износа, устаревания):

  1. физический износ – снижение стоимости объекта в результате ухудшения физического состояния и (или) утраты физических свойств из-за естественного физического старения и (или) в процессе использования (эксплуатации);
  2. функциональное устаревание (износ) - снижение стоимости объекта в связи с его несоответствием современным аналогам и (или) снижением технико-экономической эффективности его использования (эксплуатации): более низкая производительность, худшие параметры продукции и (или) технологического процесса, устаревание дизайна, более высокий уровень эксплуатационных расходов и другие факторы;
  3. экономическое (внешнее) обесценение – снижение стоимости объекта, вызванное факторами, внешними по отношению к объекту, экономическими и (или) локальными факторами, в частности: избыток предложения подобных объектов на рынке, снижение спроса на производимую с использованием объекта продукцию, рост издержек производства, неблагоприятное влияние изменений в окружении объекта недвижимости. Действие данного вида обесценения может быть временным или постоянным.

Приложение № 6
к приказу Минэкономразвития России
от «__» _________ 2021 г. № _____

Федеральный стандарт оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)»

I. Составление отчета об оценке объекта оценки

1.Отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет об оценке) представляет собой документ, содержащий профессиональное суждение оценщика относительно итоговой стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации, проведенного анализа и расчетов в соответствии с заданием на оценку.

2.При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

  1. в отчете об оценке должна быть изложена вся существенная информация, использованная оценщиком при определении стоимости объекта оценки;
  2. существенная информация, приведенная в отчете об оценке, должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников;
  3. отчет должен содержать достаточное количество сведений, позволяющее квалифицированному специалисту в области оценки, ‎не участвовавшему в процессе оценки объекта оценки, понять логику и объем проведенного оценщиком исследования, убедиться в его соответствии заданию ‎на оценку и достаточности для цели оценки.

3.Отчет об оценке составляется в форме документа на бумажном носителе и (или) электронного документа.

4.Отчет об оценке в форме документа на бумажном носителе должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком ‎или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор в соответствии с частью седьмой статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2002, № 46, ст. 4537; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 29, ст. 4291; 2014, № 30, ст. 4226; 2015, № 24, ст. 3372; 2016, № 23, ст. 3296; № 27, ст. 4293; 2018, № 49, ст. 7523; 2020, № 12, ст. 1658) (далее – Федеральный закон).

5.Отчет об оценке в форме электронного документа должен быть пронумерован постранично, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

6.Отчет об оценке может состоять из нескольких частей, в одной ‎или в разной форме – как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа (характерно, например, для приложений). В таком случае оценщик должен обеспечить идентификацию отчета об оценке как совокупности всех частей, оформленных в соответствии с требованиями, установленными ‎в пунктах 4 и 5 настоящего федерального стандарта оценки.

Приложения к отчету об оценке являются его неотъемлемой частью.

II.Содержание отчета об оценке

7.В соответствии с настоящим федеральным стандартом оценки ‎и статьей 11 Федерального закона в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения:

  1. дата составления и порядковый номер отчета;
  2. основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
  3. информация, содержащаяся в задании на оценку;
  4. сведения об оценщике (оценщиках), проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков (регистрационный номер в саморегулируемой организации оценщиков, а также наименование ‎и адрес саморегулируемой организации оценщиков);
  5. сведения о заказчике оценки:
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, если заказчиком является физическое лицо;
    • реквизиты юридического лица – полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения, если заказчиком является юридическое лицо;
  6. сведения о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор (реквизиты юридического лица – полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения);
  7. сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона;
  8. информация обо всех привлеченных к проведению оценки ‎и подготовке отчета об оценке внешних организациях и квалифицированных отраслевых специалистах с указанием их квалификации, опыта и степени ‎их участия в проведении оценки объекта оценки;
  9. указание на стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, методические рекомендации по оценке, одобренные советом ‎по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, или обоснование неиспользования указанных методических рекомендаций;
  10. точное описание объекта оценки с указанием количественных ‎и качественных характеристик объекта оценки, включая права на объект оценки, перечень документов, устанавливающих такие характеристики, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, – реквизиты юридического лица (полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения) и (при наличии) балансовая стоимость данного объекта оценки;
  11. принятые при проведении оценки объекта оценки допущения ‎и ограничения оценки в соответствии с пунктами 6 и 8 федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», не отраженные в задании на оценку;
  12. анализ рынка объекта оценки, внешних факторов, влияющих ‎на стоимость объекта оценки;
  13. описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, включая:
    • последовательность определения стоимости объекта оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого ‎из применяемых подходов;
    • процесс определения стоимости объекта оценки каждым из примененных методов оценки и соответствующие им расчеты;
    • согласование результатов при применении различных подходов и методов оценки;
  14. итоговая стоимость объекта оценки, ограничения и пределы применения полученного результата;
  15. перечень документов, используемых оценщиком ‎и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

8.Подтверждение информации, полученной из внешних источников, согласно подпункту 2 пункта 2 настоящего федерального стандарта оценки должно быть выполнено следующим образом:

  • в виде ссылок на источники информации, позволяющие идентифицировать источник информации и определить дату ее появления (публикации) или подготовки. В частности, в отчет об оценке включаются ссылки на информацию, содержащуюся на сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в формате единого указателя ресурса, а также реквизиты используемых документов и материалов (например, источник, название издания, название статьи, сведения об авторе и дата опубликования);
  • в виде материалов и копий документов, информационных источников, которые с высокой вероятностью недоступны или могут быть в будущем недоступны, в частности, по причине изменения этой информации или адреса страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отсутствия информации в открытом доступе (например, информация, предоставленная заказчиком оценки) либо доступ к которым происходит ‎на платной основе.

К раскрытию источников информации применимо положение пункта 9 ‎и 10 настоящего федерального стандарта оценки.

9.Детализация раскрытия информации в отчете, состав и объем приводимых в нем документов и материалов зависит от целей оценки, специфики объекта оценки и проведенного исследования, а также может устанавливаться заданием на оценку.

10.В случае, если это предусмотрено заданием на оценку, в отчет ‎об оценке должны быть включены расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований, которые не являются результатами оценки в соответствии с федеральными стандартами оценки.

11.В отчет об оценке могут быть включены иные сведения, необходимые, по мнению оценщика, для полного и достаточного представления результата оценки. К таким сведениям могут относиться в том числе описание факторов неопределенности, которые существенно влияют на результаты оценки, в частности, связанных с ограничениями оценки, если они имели место в процессе оценки.

12.Оценщик должен хранить копии отчетов, документов и материалов, ‎ на основании которых проводилась оценка в течение срока, установленного Федеральным законом.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:


Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

219


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Полезное
ФЗ N135 Об оцен. деят-сти
ФСО N1 общие понятия
ФСО N2 цели оценки
ФСО N3 требования к отчету
ФСО N4 кадастровая оценка
ФСО N5 экспертиза отчетов
ФСО N6 уровень знаний эксперта СРО
ФСО N7 Оценка недвижимости
ФСО N8 Оценка бизнеса
ФСО N9 Оценка для залога
ФСО N10 Оценка машин
ФСО N11 Оценка НМА
ФСО N12 Ликвидационная
ФСО N13 Инвестиционная
Земельный кодекс РФ
Индикаторы
Курсы валютс 30/11с 01/12
USD ЦБ74,9818 74,89260
EURO ЦБ84,4820 84,82340
Индекс стоимости жилья
2490 $/кв.м.   Данные IRN.ru

Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 47349-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 45484-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 44016-ИФ/09
Индексы ПИР IV кв.2020
Индексы СМР (VI)
Индексы СМР III кв.2020 (V)
Индексы СМР III кв.2020 (IV)
Индексы СМР III кв.2020 (III)
Индексы СМР III кв.2020 (II)
Индексы СМР III кв.2020 (I)
Индексы СМР, индексы изменения ПИР с 1998
Рекомендуем
Онлайн оценка квартиры
Онлайн-оценка автомобиля
Калькулятор физического износа
ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р)
Наши партнеры
Лист рассылки
Подписка на лист рассылки Оценщик.ру: Новости из мира оценки и нашего сервера
Вакансии
Компании Экспертно-криминалистический центр УВД на Московском метрополитене требуется Судебный эксперт
Поиск по сайту
Аплайн оценка

Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Методики | Словарь | Обзоры | СРО
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Сметный портал | Частный бухгалтер
Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно
Скорость интернета | Советы Туристам