![]() |
Добавить в избранное Сделать стартовой |
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]()
Рекомендуем оценочную компанию: | ![]() | Оставить комментарий | Читать комментарии Подходы оценки при покупке и продаже бизнесаПри покупке бизнеса одна из главных проблем - определение стоимости приобретаемой компании. Разумеется, у покупателя и продавца мнения по поводу стоимости бизнеса не всегда совпадают. Во всех случаях необходимо проведение оценки компании. До недавних пор в России не существовало собственных методических материалов, поэтому сейчас при любой оценке бизнеса применяют западные методики. Однако использовать их в условиях российского бизнеса зачастую невозможно без соответствующей адаптации и учета специфики хозяйственной деятельности отечественных компаний. На Западе в условиях развитого фондового рынка хороший индикатор для определения приблизительной стоимости компании - биржевая котировка акций, которая умножается на количество эмитированных акций. Разумеется, окончательная стоимость зависит от размеров контрольного пакета и определяется в процессе переговоров сторон. Для России такой подход практически неприемлем - на открытом фондовом рынке котируются акции лишь нескольких крупнейших компаний. Поэтому оценка российского бизнеса строится на других принципах и подходах, которые также заимствованы из западной практики. Это:
Доходный подход
Применение данного подхода позволяет потенциальному покупателю просчитать несколько вариантов развития бизнеса ("что будет, если в бизнес инвестировать определенную сумму средств или изменить структуру расходов и доходов"). Впрочем, при оценке уровня риска бизнеса и выборе ставки капитализации или дисконтирования велика роль субъективного фактора.
Сравнительный подход Стоимость оцениваемой компании (V1) определяется как произведение отношения рыночной цены компании-аналога (V2) и ее базового показателя (R2) на базовый показатель (R1) оцениваемой компании: V1=V2/R2хR1. В качестве базовых показателей могут использоваться:
При выборе компаний-аналогов необходимо руководствоваться следующими требованиями:
Особенность применения этого подхода в России: при купле-продаже фирм покупателю поступает минимум информации о сделке. Соответственно, даже если известна стоимость проданной компании-аналога, нельзя сказать, какие конкретно факторы ее сформировали, не было ли при этом каких-либо "подводных течений" и взаимных обязательств продавца и покупателя, скрытых от посторонних глаз. Пока в России не сформируется полноценный рынок покупки-продажи компаний, данный подход будет оставаться наиболее недостоверным. По поводу сопоставимости информации для оценки российской и иностранной компании оценщики говорят, что количество работников, занятых на иностранной компании-аналоге российской фирмы, по объемам продаж может различаться на порядок (на Западе - полтора-три десятка рабочих, у нас - до полутысячи). Использование данных по аналогичным компаниям на зарубежных рынках нуждается в тщательной корректировке применительно к российским условиям, которая учитывает не только поправку на страновой риск, но и соотношение емкости рынков, покупательную способность населения, потенциал страны, региона. Сравнительный подход может быть успешно применен при оценке отдельных активов (оборудование, недвижимость, транспортные средства и т.п.). Для некоторых отраслей, в которых объемы информации по сделкам становятся все больше, например телекоммуникации, нефтяная отрасль, значение этого метода постепенно повышается. В остальных случаях сравнительный подход используют как инструмент проверки результатов, полученных доходным подходом. Существуют два основных метода оценки, базирующиеся на определении стоимости активов:
В результате проведенных работ стоимость собственного капитала компании рассчитывается как рыночная стоимость совокупных активов минус текущая стоимость всех обязательств. Метод ликвидационной стоимости. Чистая выручка, получаемая после ликвидации активов предприятия и выплат его задолженности, приводится к текущей стоимости. Данный метод применяется, в частности, при банкротстве предприятий. Стоимость недвижимости рассчитывается следующими способами:
Наиболее простой способ оценки объекта недвижимости: индексный способ - определение восстановительной стоимости оцениваемого объекта путем умножения балансовой стоимости на соответствующий индекс переоценки. Индексы для переоценки основных фондов утверждаются Госкомстатом РФ и периодически публикуются в печати. Во всех указанных методах определяется накопленный износ. Нематериальные активы оцениваются обычно по затратам, которые необходимо совершить для того, чтобы получить их аналог. Допустим, лицензия на право заниматься определенной деятельностью оценивается как время, необходимое на ее получение, и средства, которые необходимо на это затратить. Если лицензии на занятие данным видом бизнеса уже выданы (например исчерпаны квоты на лов рыбы или лицензия на данные радиочастоты уже кому-то принадлежит), то стоимость лицензии многократно увеличивается. Продажа торговой марки: оценщики проводят маркетинговое исследование с целью определения узнаваемости данной марки среди потребителей. На основании результатов исследования делают выводы о предполагаемых будущих доходах от продажи продукции с данной маркой. При оценке компании немаловажно оценить стоимость работающей в ней команды сотрудников. В этом случае оценщик суммирует зарплату сотрудников за 0,5-2 месяца. Как показывает практика, именно столько обычно составляет вознаграждение рекрутинговой компании за подбор кандидатов на вакантные должности. Если оцениваемый бизнес достаточно зависим от конкретных менеджеров, по этим кандидатурам дополнительно прибавляется зарплата еще за два месяца (время, необходимое для вхождения подобранных кандидатов в суть дела). В любой компании есть небольшой состав топ-менеджеров. При оценке по этим вакансиям может прибавляться стоимость тренинга команды. Известны случаи, когда торговая, посредническая или консалтинговая компания приобреталась именно как слаженная команда работников с наработанными связями и опытом совместной деятельности. Покупатель данного бизнеса платил только за эту команду, а стоимость активов такой компании его интересовала в меньшей степени. Затратный подход приобретает больший вес при оценке бизнеса в следующих условиях:
Главная особенность применения этого подхода в России: бухгалтерская стоимость активов компании и их фактическая стоимость сильно различаются. Например, на балансе некоторых компаний до сих пор встречаются 386-е компьютеры, которые по данным бухучета еще что-то стоят, хотя реально вряд ли кто-то сейчас приобретет их за указанную в документах цену. В то же время многих активов, используемых компанией, по данным бухучета просто нет: они списаны либо вообще никогда не ставились на баланс. Некоторые используемые компанией активы принадлежат другим предприятиям (в этом случае оценщик делает поправку на риск расторжения договорных отношений, на основе которых компания использует эти активы). Иногда активы вообще могут иметь отрицательную стоимость, т.е. для их утилизации необходимо затратить определенные денежные средства (например, лампы дневного света, которые запрещено выбрасывать на обычную помойку). В практике оценки российского бизнеса встречались случаи, когда инвесторы покупали у акционеров действующий бизнес по достаточно высокой цене, хотя при этом стоимость компании (которая обычно заметно отличается от стоимости собственного капитала), оцененная методом чистых активов, была отрицательной (т.е. стоимость обязательств компании превышала стоимость ее активов). Единого рецепта применения описанных подходов не существует. В каждом конкретном случае подходы комбинируются в зависимости от специфики бизнеса. Если оценивается производственная компания со значительными активами, необходима тщательная оценка с применением затратного и рыночного подходов (в отношении активов) одновременно с оценкой будущих доходов. Если речь идет о торговой компании, преобладает сочетание доходного и рыночного подходов. Если планируется приобрести, к примеру, заброшенный пионерский лагерь и устроить в нем полигон для пейнтбола (весьма выигрышный в последнее время вариант), то с владельцем объекта выгоднее обсуждать остаточную стоимость существующих зданий и сооружений, а доходный подход приберечь для составления бизнес-плана будущего проекта. Наиболее точная картина оценки получится при применении всех трех подходов с последующим итоговым согласованием стоимости, при котором каждому результату присваивается свой весовой коэффициент. Задача оценщика - определить, какой вес имеют результаты каждого из подходов при формировании итоговой стоимости бизнеса. Помимо всего прочего при оценке бизнеса должен быть проведен анализ отрасли (текущее состояние и перспективы развития данного бизнеса), кратко охарактеризовано экономическое состояние региона, в котором находится компания. Взаимоотношения с оценщиком Законодательная основа оценки бизнеса - Федеральный закон от 29.07.98 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Стандарты оценки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.07.01 г. №519. Чтобы оценить приобретаемый бизнес (или собственную компанию для последующей продажи), прежде всего необходимо подобрать оценщика. Можно организовать тендер. В этом случае оценщикам предоставляется общая информация о бизнесе, они дают свои предложения относительно возможных сроков и стоимости оценки. На предварительных этапах переговоров с оценщиком можно подписать соглашение о конфиденциальности. Однако практика показывает, что чаще всего этого требуют иностранные компании, российские же клиенты ограничиваются соответствующим пунктом в договоре об оценке. Законодательство накладывает некоторые ограничения при выборе оценщика. Он не может:
Кроме того, оцениваемая компания не может быть учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценщика. При согласовании условий оценщик должен представить предполагаемый бюджет оценки, на основании которого определяется стоимость его работы. Бюджет должен быть подробно расписан по категориям исполнителей, рабочему времени каждого из них и выполняемым работам. Как правило, практикуется почасовая оплата оценщика (20-50 долл. за час). Поскольку оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью, не застраховав предварительно свою гражданскую ответственность, наличие страхового полиса - обязательное условие для заключения договора об оценке объекта оценки. Основание для проведения непосредственно оценки компании - договор между оценщиком и заказчиком. Договор заключается в письменной форме и не требует нотариального заверения. В него в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана. Обратите внимание, чтобы договор содержал:
В общем случае срок оценки - от месяца и более. В практике часто встречается такая ситуация, когда процесс подготовки, определения специфики данной компании и веса подходов к оценке может занять больше времени, чем непосредственно само проведение оценки. По результатам оценки бизнеса оформляется отчет. В нем недопустимы неоднозначные толкования. Если определяется не рыночная стоимость, а иные виды, в отчете следует указать причины отступления и критерии установления оценки. Кроме того, необходимо проверить, чтобы отчет был собственноручно подписан оценщиком и заверен его печатью. Если по каким-либо причинам клиент не удовлетворен результатами проведенной оценки, он может обратиться в Российскую коллегию оценщиков для проведения альтернативной экспертизы. В случае вскрытия фактов недобросовестной оценки к оценщику будут применены санкции, вплоть до отзыва лицензии. Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, признается рекомендуемой для целей совершения сделки, если с момента составления отчета до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. В заключение следует упомянуть о возможности использования результатов оценки бизнеса в качестве инструмента экономического шпионажа за конкурентами. Оценщик, как и аудитор, должен получить всю информацию о реальных доходах данного бизнеса. Каким образом эта информация будет впоследствии использована - вопрос профессиональной этики. Однако уважающая себя фирма-оценщик всячески сохраняет конфиденциальность и тщательно следит за имиджем, иначе к ней просто не будут обращаться клиенты. Антон Соколов Поделиться ссылкой в социальных сетях: Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 14139 | ![]() |
![]()
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Сметный портал | Частный бухгалтер Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно Скорость интернета | Советы Туристам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|