Добавить в избранное Сделать стартовой |
Рекомендуем оценочную компанию: | Интерактив / Вопрос-ответОставить комментарий | Читать комментарии Кто такой «частнопрактикующий оценщик»Законодательное закрепление понятия «частнопрактикующий оценщик» появилось в Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – 135-ФЗ) после внесения 27 июля 2006 года изменений в ст. 4 данного закона. В то же время, понятие «индивидуальный предприниматель» (ИП) в законодательстве отсутствовало. В 2008 году Минфин России опубликовал разъяснение (письмо Минфина России от 26 ноября 2008 г. N 03-04-06-01/354) что, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса. На основании п. 1 ст. 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля физические лица подлежали постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Согласно п. 7 указанной статьи постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществлялась налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Налогового кодекса, либо на основании заявления физического лица. В связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ, «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), с 1 января 2017 года п.6 ст. 83 Налогового кодекса дополнен следующим абзацем: «6. … постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. В свою очередь, п.4 ст.85 Налогового кодекса, с 1 января 2017 года дополнен следующим абзацем: «4. … уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о внесении изменений в ранее сообщенные сведения…». В связи с вышеперечисленным, постановка на учет члена саморегулируемой организации оценщиков (СРОО) в качестве частнопрактикующего оценщика осуществляется налоговым органом на основании сведений, переданных Росреестром. Передача таких сведений происходит на основании межведомственного документооборота между Росреестром и налоговым органом. По данному вопросу РОО обращалось в Министерство экономического развития РФ в марте 2017 года. Из ответа Минэкономразвития России следует, что, в соответствии со статьей 4 Закона об оценочной деятельности № 135-ФЗ, оценщик может осуществлять профессиональную деятельность только в качестве - физлица (работая по трудовому договору в оценочной компании), либо как частнопрактикующий оценщик, соответственно, если оценщик не передает в СРОО, членом которой он является, информацию о месте работы по трудовому договору в юридическом лице (оценочной компании), то он считается частнопрактикующим оценщиком и ставится налоговым органом в таком качестве на учет с доначислением ему страховых взносов в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Обращаем внимание, что, в соответствии с пп. 3 п. 5 ч.2 ст.84 НК РФ, налоговый орган обязан уведомлять налогоплательщиков о постановке на учет: "...Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) медиатора. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить): ……арбитражному управляющему, занимающимся частной практикой оценщику и патентному поверенному, медиатору - уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве соответственно арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора (уведомление о снятии с учета в налоговом органе)..." В связи с тем, что в настоящее время судебная практика по вопросу частнопрактикующего оценщика в отношении членов СРОО еще не сложилась, можно руководствоваться аналогией, приводимой в разъяснениях и судебных решениях, имеющихся по вопросам обложения взносами иных плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечисленных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ (например, арбитражных управляющих): Ранее суды делали выводы, что регистрация физического лица как страхователя в качестве индивидуального предпринимателя и арбитражного управляющего не повлекла возникновения у него обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа дважды. В противном случае, это привело бы к двойному зачислению страховых взносов в ПФ РФ на индивидуальный лицевой счет такого лица как застрахованного лица (например, определения ВС РФ от 08.09.2017 № 308-КГ17-11994, от 25.05.2016 № 307-КГ16-4752, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 № 13АП-26581/2015 по делу № А56-33700/2015, решения АС Северо-Кавказского округа от 23.05.2017 № Ф08-2352/17 по делу № А63-7518/2016, АС Воронежской области от 16.07.2017 дело № А14-5838/2016, от 26.01.2017 № А14-2901/2016). Из буквального толкования положений ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу) следует, что обязанность по исчислению и уплате страховых взносов по каждому основанию, возникает исключительно при отнесении плательщика страховых взносов одновременно к нескольким категориям плательщиков, а именно: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 № 13АП-26116/2017 по делу № А56-21986/2017). Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 № 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Описанная конструкция полностью соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в определении от 12.05.2005 № 210-О указал, что, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что плательщики взносов, перечисленные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в том числе оценщики, арбитражные управляющие и ИП, относятся к одной категории плательщиков, уплачивающих взносы "за себя". Источник www.sroroo.ru Поделиться ссылкой в социальных сетях: Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 8899 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Частный бухгалтер Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|