Оставить комментарий | Читать комментарии
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПисьмо от 04.07.2017 г № Д22и-677
О рассмотрении обращения НП СРО "СИБИРЬ" по вопросам организации и проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности
Департамент финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № П13-30498, по вопросам, связанным с регулированием оценочной деятельности, в том числе с организацией и проведением квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, предусмотренного нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), и сообщает следующее.
В отношении вопросов, связанных с организацией и проведением квалификационного экзамена в области оценочной деятельности (далее - квалификационный экзамен), отмечаем следующее.
Квалификационный экзамен введен нормами Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 172-ФЗ).
В отношении процедуры принятия Закона № 172-ФЗ отмечаем, что он был принят в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке. Указанный Закон был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 мая 2016 г., одобрен Советом Федерации Российской Федерации 25 мая 2016 г. и подписан Президентом Российской Федерации 2 июня 2016 года.
В целях реализации норма Закона об оценочной деятельности в редакции Закона № 172-ФЗ Минэкономразвития России утвержден приказ от 29 мая 2017 г. № 257 «Об утверждении Порядка формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, Порядка проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, в том числе порядка участия претендента в квалификационном экзамене в области оценочной деятельности, порядка определения результатов квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, порядка подачи и рассмотрения апелляций, предельного размера платы, взимаемой с претендента за прием квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, типов, форм квалификационных аттестатов в области оценочной деятельности, Порядка выдачи и аннулирования квалификационного аттестата в области оценочной деятельности» (далее - Приказ).
Приказ прошел процедуру общественного обсуждения и на него получено положительное заключение оценки регулирующего воздействия (от 15 мая 2017 г. № 673-СШ/Д26вн).
В отношении направлений оценочной деятельности отмечаем, что образовательные организации осуществляют подготовку в области оценочной деятельности в основном но теме: «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», но специальные дисциплины разделены на направления оценки: оценка недвижимости, оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств, оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности, оценка стоимости предприятия (бизнеса).
Также обращаем внимание, что пунктом 22 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование оценочной деятельности в Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1744-р (далее - «дорожная карта»), предусмотрена проработка вопроса о введении единого квалификационного экзамена для получения статуса оценщика, в том числе о целесообразности его проведения в соответствии со специализациями в области оценочной деятельности.
В связи с этим реализации норм Закона об оценочной деятельности в части введения квалификационного экзамена по направлениям оценочной деятельности является в том числе реализацией мероприятий «дорожной карты».
По вопросам, связанным с независимой оценкой квалификации, регулируемой Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее - Закон № 238-ФЗ), отмеченным в обращении, обращаем внимание, что предметом регулирования Закона № 238-ФЗ являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Указанным Законом устанавливаются правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяются правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Профессиональный экзамен в рамках независимой оценки квалификации:
- является добровольным и проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством;
- направлен на работников, осуществляющих трудовую функцию, или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности;
- принимается юридическим лицом, осуществляющим в соответствии с Законом № 238-ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Квалификационный аттестат, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, является необходимым для осуществления оценочной деятельности. Таким образом, сдача квалификационного экзамена является обязательной для всех оценщиков.
Главная отличительная особенность заключается в том, что успешная сдача квалификационного экзамена и получение квалификационного аттестата являются обязательным и необходимым условием для осуществления оценочной деятельности, а экзамен, проводимый в рамках независимой оценки квалификации, добровольный и действует в рамках взаимоотношений с работодателем.
Тем не менее, введение обязательного квалификационного экзамена не лишает возможности, при желании, сдавать экзамены в рамках независимой оценки квалификации.
Также сообщаем, что 15 мая 2017 г. у заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю. Ельцовой было проведено совещание с участием представителей Минэкономразвития России и Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям по указанным вопросам.
В протоколе совещания было отмечено различие подходов к оценке квалификации специалистов по оценке в отраслевом законодательстве и Законе № 238-ФЗ, в том числе в части обязательности/добровольности процедуры оценки.
В связи с этим, учитывая различие предметов регулирования, нормы указанных Законов не могут вступить в противоречие друг с другом.
В отношении вопросов, связанных с созданием и деятельностью национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО) и иных объединений СРОО, создаваемых с соблюдением требований Закона об оценочной деятельности, отмечаем следующее.
Созданный СРОО Национальный Совет по оценочной деятельности (НСОД) в течение последних нескольких лет фактически не осуществлял свои функции.
Обращаем внимание, что функции по проведению единого квалификационного экзамена в области оценочной деятельности для экспертов СРОО были предоставлены НСОД Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. №431-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако в связи с тем, что указанные функции не были им реализованы, в 2013 г. они были переданы образовательным организациям высшего образования, зарегистрированным на территории Российской Федерации и аккредитованным уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций»).
В результате отсутствия фактической деятельности НСОД Минэкономразвития России в целях устранения методологических пробелов в оценочной деятельности были инициированы изменения в Закон об оценочной деятельности и создан коллегиальный совещательный орган - совет по оценочной деятельности (далее - Совет). В рамках работы Совета были разработаны и утверждены Минэкономразвития России 9 федеральных стандартов оценки, методические указания о государственной кадастровой оценке, правила деловой и профессиональной этики оценщиков, требования к рассмотрению жалоб и применению мер дисциплинарного воздействия, позволяющие унифицировать процедуру контроля за членами саморегулируемых организаций оценщиков, а также одобрены Советом по оценочной деятельности методические рекомендации по оценке объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия.
Законом об оценочной деятельности установлено, что в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности СРОО, а также в целях взаимодействия СРОО с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности СРОО вправе создавать указанные объединения.
Департамент приветствует желание СРОО объединиться и в рамках созданных ими объединений осуществлять свои функции, направленные в том числе на методологическое обеспечение оценочной деятельности и совершенствование правовой базы на основе практики осуществления оценочной деятельности.
Заместитель директора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Н.Н. Бабичева
Поделиться ссылкой в социальных сетях:
Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 3055
|