Оценщик.ру Добавить в избранное
Сделать стартовой
 
Оценщик.ру
  Новости

События

Форум

Поиск по сайту

Контакты | Реклама
Работа
  Поиск

Вакансии

Резюме

Добавить резюме

Добавить вакансию
Оценка
  Методики

Отчеты об оценке

Обзоры, аналитика

Справочники и нормативы

Словарь оценщика

Курсы оценщиков

СРО Оценщиков
Интерактив
  Кадастровая оценка
Интервью
Статьи
Рейтинги
Вопрос-ответ
Авторы на Оценщик.ру
Проекты Отдела оценки Росимущества

Конкурсы, тендеры
Экспертиза
 Рабочая группа по экспертизе отчетов об оценке

Рекомендуем оценочную компанию:



Методики

Оставить комментарий | Читать комментарии

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное учреждение
Российский Федеральный центр судебной экспертизы
при Министерстве юстиции РФ

Федеральное бюджетное учреждение
Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы
при Министерстве юстиции Российской Федерации

ИССЛЕДОВАНИЕ
автомототранспортных средств в целях определения стоимости
восстановительного ремонта и оценки
(Методические рекомендации для судебных экспертов)

Список изменяющих документов
(в ред. письма Минюста России от 22.01.2015 N 23-301)

Предисловие к Методическим рекомендациям "Исследование
автомототранспортных средств в целях определения стоимости
восстановительного ремонта и оценки" (издание третье, переработанное и дополненное)

Методические рекомендации разработаны в рамках темы N 8 Плана основных научно-исследовательских работ в области судебной экспертизы, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации в 2012 году, утвержденным Приказом Минюста России от 24 февраля 2012 г. за N 21.

Настоящие Методические рекомендации по определению стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств (далее - "Рекомендации") устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ.

Рекомендации могут быть использованы также другими экспертными организациями (экспертами, специалистами) при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости автомототранспортных средств, их узлов, агрегатов, деталей.

За основу настоящих Рекомендаций принято Методическое руководство [3], разработанное в 2007 году (его действие заканчивается одновременно с изданием нового), в которое внесены существенные изменения и дополнения.

Переработка методического руководства вызвана следующими причинами:

  • частично устарели или стали недостаточны по своему содержанию положения предыдущего методического руководства;
  • утвержденные Постановлением Правительства РФ N 361 от 24 мая 2010 года "Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, используемых при определении размера страховой выплаты в рамках ОСАГО" требуют рекомендаций по применению в системе СЭУ Минюста России;
  • за прошедший период произошла существенная смена модельного ряда транспортных средств, появилось значительное количество новых моделей и модификаций;
  • необходимостью дополнения методического руководства положением о методике расчета стоимости годных остатков грузовых автомобилей и мототехники;
  • за истекший период внесены изменения в ГПК РФ в части, регламентирующей права и обязанности судебных экспертов.

При разработке настоящих Рекомендаций использовались результаты современных научных исследований и практический опыт проведения автотехнических экспертиз в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

Авторы выражают свою искреннюю признательность экспертам Губареву В.В. (ФБУ Челябинская ЛСЭ Минюста России) и Сабирзянову Р.Ф. (ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России) за их вклад в подготовку данных Рекомендаций.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Рекомендации разработаны в целях переработки Методического руководства [3]. Рекомендации определяют общие положения, принципы, методы и организацию производства автотехнических экспертиз (далее - экспертизы) по специальности N 13.4: "Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки".

Рекомендации разработаны с учетом требований Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" [1], приказа Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" [2], а также нормативной правовой и нормативно-технической документации по вопросам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, технической эксплуатации транспортных средств и безопасности дорожного движения.

Основными задачами Рекомендаций являются:

  • обеспечение проведения судебных и несудебных экспертиз на единой методической основе;
  • обеспечение полноты, точности и доказательности результатов экспертиз и исследований.

Рекомендации разработаны на основе результатов современных научных исследований по видам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, результатов статистического исследования товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и работ по ремонту транспортных средств. При разработке Рекомендаций учтены положения действующих нормативных правовых актов, нормативно-технической и методической документации по вопросам судебной экспертизы, экспертной деятельности на транспорте, технической эксплуатации транспортных средств, а также отечественный и зарубежный практический опыт экспертной деятельности в отношении транспортных средств.

Настоящие Рекомендации следует применять при производстве судебных экспертиз и исследований вместо Методического руководства [3], действие которого заканчивается.

Рекомендации предназначены для использования:

  • судебными экспертами, имеющими право самостоятельного производства автотехнических экспертиз по специальности: "Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки";
  • в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
  • при профессиональной переподготовке и повышении квалификации судебных экспертов.

Рекомендации содержат:

  • методику определения стоимости автомототранспортного средства (далее - АМТС) с учетом его технического состояния, износа, комплектности, наличия дефектов и т.д.;
  • методику определения затрат на восстановление АМТС;
  • методику определения стоимости годных остатков АМТС;
  • методику определения величины утраты товарной стоимости АМТС;
  • различного рода рекомендации, образцы используемых документов, справочные данные, таблицы, перечень необходимых технических, юридических, экономических и оценочных терминов. Применение данных Рекомендаций обеспечивает единую методическую основу для судебных экспертов, а также достоверность, точность, доказательность и объективность полученных результатов.

1.1. Предмет и объекты экспертизы

Предметом судебных автотехнических экспертиз, рассматриваемых в данных Рекомендациях, является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска АМТС, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости АМТС и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости АМТС в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Объектами рассматриваемых автотехнических экспертиз могут являться:

  • АМТС в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
  • информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
  • данные средств массовой информации, сети Интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.

1.2. Задачи, решаемые экспертами

В рамках рассматриваемых в данном документе судебных автотехнических экспертиз, а также исследований, могут решаться следующие задачи:

  • идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование АМТС);
  • установление фактических данных о техническом состоянии АМТС в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;
  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
  • установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
  • определение износа АМТС, его составляющих;
  • определение рыночной стоимости АМТС и его отдельных элементов;
  • установление стоимости годных остатков АМТС;
  • определение величины утраты товарной стоимости АМТС.

Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.

http://www.ocenchik.ru/img/link.gif 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ

3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ

3.1. Права и обязанности судебных экспертов

3.1.1. Обязанности судебных экспертов

Обязанности судебного эксперта регламентируются Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также действующим законодательством Российской Федерации.

Если систематизировать в единое целое обязанности судебного эксперта, то с учетом отдельных противоречий в процессуальных кодексах РФ судебный эксперт обязан:

  • принять к производству порученную ему экспертизу, провести полное исследование представленных материалов и документов, дать объективное и обоснованное заключение по поставленным вопросам;
  • явиться по вызову в судебное заседание для ответов на вопросы по данному им заключению эксперта;
  • не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемою законом тайну;
  • эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования. Все материалы для исследования должны быть представлены органом, назначившим судебную экспертизу;
  • в случае недостаточности материалов для исследования эксперт обязан направить соответствующее ходатайство в суд или органу, назначившему судебную экспертизу;
  • в случае если материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, а также, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, эксперт обязан направить в суд или орган, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение о невозможности дать заключение;
  • без ведома следователя или суда не вступать в личные контакты с участниками процесса, если эти контакты ставят под сомнение его незаинтересованность в исходе дела. Личные контакты эксперта с участниками процесса ограничены рамками процессуального законодательства и ведомственных инструкций;
  • обеспечивать сохранность представленных объектов исследований, а также материалов дела. Уничтожать либо видоизменять объекты исследований можно только с письменного разрешения органа или лица, назначившего судебную экспертизу.

Эксперт государственного судебно-экспертного учреждения, кроме того, не вправе:

  • осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
  • принимать поручение о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя СЭУ;
  • сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначившего.

3.1.2. Права судебных экспертов

Права судебных экспертов регламентируются действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Эксперт при производстве судебной экспертизы имеет право:

  • знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, и ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
  • участвовать с разрешения следователя, прокурора, дознавателя и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
  • давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не указанным в определении (постановлении) о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету проводимой им экспертизы (право эксперта на инициативу);
  • ходатайствовать перед руководителем судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
  • обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначившего судебную экспертизу, если они ограничивают права эксперта.

3.2. Судебные и несудебные экспертизы

Учитывая сжатость Руководства, в данном разделе рассматриваются лишь основные положения по организации и проведению рассматриваемых здесь судебных и несудебных экспертиз.

3.2.1. Судебные экспертизы

При возникновении в процессе рассмотрения дел в судах, а также при осуществлении производства по уголовным делам в стадии предварительного расследования, вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники искусства, ремесла, назначается судебная экспертиза. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту, или нескольким экспертам.

Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Судебная экспертиза является одним из источников доказательств по делу.

В случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, назначается дополнительная судебная эксперта.

При возникновении у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора сомнений в правильности или обоснованности ранее данного заключения, по тем же вопросам назначается повторная судебная экспертиза.

Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (экспертам). Производство повторной судебной экспертизы поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

3.2.1.1. Основание для назначения судебной экспертизы

Основанием для назначения судебной экспертизы является:

  • постановление лица, проводящего дознание, следователя, прокурора;
  • определение или постановление суда о назначении экспертизы в связи с рассмотрением уголовного, гражданского, арбитражного дела.

Эксперт приступает к производству экспертизы после получения письменного указания руководителя экспертного учреждения (его структурного подразделения) вместе с определением (постановлением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

Если представленных на экспертизу материалов недостаточно для решения поставленных вопросов, или имеется необходимость в организации осмотра АМТС, эксперт должен заявить ходатайство правоприменителю о предоставлении дополнительных материалов и организации осмотра АМТС, поскольку эксперт не вправе самостоятельно собирать требующиеся ему для производства экспертизы дополнительные документы и объекты. Предоставление дополнительных материалов и организация осмотра являются процессуальным действием, связанным с удовлетворением ходатайства эксперта, и является прерогативой правоприменителя.

Эксперт проводит исследование представленных ему материалов, руководствуясь специальными знаниями и рекомендованными методиками, в строгом соответствии с требованиями закона и своей компетенцией.

Объекты исследования и материалы дела, поступившие в экспертное учреждение, подлежат возврату органу, назначившему экспертизу, одновременно с представлением заключения эксперта.

Заключение эксперта с приложениями к нему или сообщение о невозможности дачи заключения составляются в двух экземплярах, подписываются экспертом (экспертами) и постранично визируются. Один экземпляр документа передается органу, назначившему экспертизу, а другой хранится в делах учреждения. Подписи эксперта удостоверяются печатью СЭУ.

Судебная экспертиза может быть проведена без исследования АМТС, по предоставленным материалам дела и документам, в случае прямого указания правоприменителя о проведении экспертизы по материалам дела, или в тех случаях, когда осмотр АМТС физически невозможен (в связи с продажей АМТС, выполненным ремонтом и т.д.), а также в тех случаях, когда ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней. В этом случае эксперт должен сделать запись о том, что автомобиль не осматривался по одной из вышеперечисленных причин, а экспертиза проводилась по предоставленным материалам дела (документам).

Для правильного решения поставленных вопросов эксперт должен четко понимать предмет спора, разрешаемый судом, поэтому необходимо особо тщательно изучать исковое заявление, с которого начинаются материалы гражданских и арбитражных дел, а также другие материалы дела.

3.2.1.2. Заключение эксперта

На основании проведенных исследований, с учетом их результатов, эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение.

Заключение эксперта представляет собой письменный документ, предусмотренный процессуальным законодательством и являющийся источником судебных доказательств, в котором изложены основания и условия проведения экспертизы, объекты, исходные данные, вопросы, поставленные на разрешение экспертизы, сам процесс экспертного исследования и фактические данные, установленные экспертом в результате исследования.

Обоснованным является заключение, в котором обстоятельства дела отражены в соответствии с исходными данными, выводы вытекают из приведенных исследований, содержатся соображения, приведшие эксперта к этим выводам, и которое является четким, последовательным, непротиворечивым.

Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. Сообщение о факте разъяснения эксперту его прав и обязанностей при проведении экспертизы (с указанием статей процессуального законодательства и лица, разъяснившего эксперту его права, обязанности и ответственность), а также подписка эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ оформляется либо непосредственно перед вводной частью заключения эксперта, либо отдельным документом.

Во вводной части заключения указываются:

  • наименование экспертизы, ее регистрационный номер, является ли она повторной, дополнительной, комплексной, комиссионной;
  • дата поступления материалов на экспертизу в экспертное учреждение, дата начала и дата окончания производства экспертизы (при производстве экспертизы по уголовным делам - дополнительно время начала и окончания экспертизы);
  • сведения об эксперте (экспертах), занимаемая должность, образование, ученая степень, квалификация, стаж экспертной работы;
  • основание для производства экспертизы (наименование документа (определение, постановление), когда и кем оно вынесено);
  • описание поступивших на экспертизу материалов (с указанием количества листов (страниц)) и объектов (с описанием их упаковки и сопроводительных надписей и печатей);
  • ходатайства эксперта об организации осмотра объекта исследования и предоставлении дополнительных материалов и результат их рассмотрения;
  • вопросы, поставленные на разрешение экспертизы.

В подразделе "Использованные нормативы и источники информации" следует указывать нормативно-правовые акты, справочно-нормативные документы, методические пособия и руководства, программное обеспечение, а также информационные источники (бумажные периодические издания, каталоги, сайты сети Интернет), которые применялись экспертом при решении поставленных вопросов. В заключении должны быть указаны наименования, номера, даты издания информационных источников. Если используются данные сети Интернет, то в наблюдательном производстве в обязательном порядке должны храниться распечатки использованных страниц сайтов сети Интернет, либо материалов, полученных с них.

В исследовательской части заключения описывается процесс экспертного исследования и его результаты, приводятся аргументы, обосновывающие выводы.

В подразделе "Результаты исследования предоставленных на экспертизу материалов и объектов (исходные данные)" следует указывать лишь те источники и сведения из них, которые будут использованы при дальнейшем экспертном исследовании, например:

  • справка ГИБДД о ДТП с указанием повреждений АМТС;
  • акты осмотра АМТС специалистами, проводившими независимую техническую экспертизу в связи с ДТП с указанием их выводов о состоянии АМТС и, в частности, о его повреждениях;
  • калькуляции (сметы) стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости АМТС;
  • экспертные заключения экспертов-техников, отчеты об оценке;
  • фотографии на электронных и бумажных носителях;
  • протоколы судебных заседаний и другие документы.

Исходные данные, используемые при производстве экспертизы, должны удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.

Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении экспертизы, а также не ведет к существенному изменению выводов эксперта. В случае невозможности получения достаточной информации выводы эксперта должны быть условными. При этом эксперт должен указать допущения, сделанные им в ходе исследования для восполнения недостающей информации.

Информация считается достоверной, если соответствует действительности и позволяет пользователю заключения эксперта делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся экспертом при проведении экспертизы и сделанных экспертом выводах, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Если в качестве информации, существенной для проведения экспертизы, используется суждение стороннего специалиста, для характеристик, значение которых оцениваются таким образом, должны быть описаны условия, при которых указанные характеристики могут достигать тех или иных значений, а также дана оценка степени влияния такой информации на выводы (существенная, несущественная, не влияет).

Каждому вопросу, решаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух вопросов и более, тесно связанных между собой, ход и результаты исследования излагаются в одном разделе.

Описание должно отражать логическую схему исследования. Исследование должно содержать необходимые расчеты и таблицы либо иметь необходимые ссылки на них, если расчеты и таблицы находятся в приложениях к заключению. Изложение должно быть простым и доступным для лиц, не имеющих специальных знаний, с кратким разъяснением специальных терминов и положений нормативных документов.

При проведении исследования эксперт руководствуется рекомендованными научно-обоснованными и апробированными методиками, компьютерными программными комплексами.

При решении вопросов, связанных с исследованием технического состояния АМТС, агрегатов, узлов и деталей, в исследовательской части указываются результаты осмотра, в том числе:

  • результаты идентификации АМТС;
  • общее техническое состояние;
  • величина пробега по одометру;
  • комплектация;
  • наличие повреждений, их расположение, объем и характер, а при необходимости, методы устранения и виды ремонта;
  • наличие эксплуатационных дефектов.

Третья часть заключения, "Выводы", излагается в виде ответов на поставленные вопросы, причем в той последовательности, в которой они поставлены во вводной части заключения. На каждый из поставленных эксперту вопросов должен быть дан ответ по существу либо указаны причины невозможности дать ответ.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые им были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

Выводы эксперта по степени определенности могут быть категорическими, вероятностными и условными.

Условные выводы даются в тех случаях, когда эксперт, ввиду недостаточности исходных данных, принимает те или иные допущения для проведения исследования. Например, когда эксперту не предоставлены сведения о комплектации и пробеге АМТС, при исследовании он может исходить из допущения, что комплектация АМТС была базовой, а пробег среднестатистическим.

Выводы должны быть изложены четким языком и не допускать различных толкований.

Заключение и приложения к нему (фототаблицы, расчетные таблицы, копии документов) должны быть пронумерованы сквозной нумерацией, иметь пояснительные надписи и визируются экспертом постранично.

Заключение составляется в двух экземплярах и подписывается экспертом. На оригинале заключения подпись эксперта удостоверяется печатью экспертного учреждения, после чего этот экземпляр направляется органу, назначившему экспертизу. Второй экземпляр остается в наблюдательном производстве экспертного учреждения.

Пример заключения эксперта представлен в Приложении 16.

3.2.1.3. Сообщение о невозможности дать заключение

В тех случаях, когда вопросы, поставленные перед экспертом, выходят за пределы его компетенции или представленные ему материалы недостаточны (при неудовлетворенном ходатайстве) для дачи заключения, эксперт в письменной форме сообщает лицу или органу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение. Сообщение о невозможности дать заключение состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.

В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дать заключение, а в заключительной указывается на невозможность дать ответ на поставленные вопросы. При этом эксперт должен руководствоваться соответствующей статьей УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, а также ст. 16 Федерального закона N 73 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Сообщение о невозможности дать заключение оформляется так же, как и заключение эксперта.

Образец сообщения о невозможности дать заключение содержится в Приложении 17.

3.2.2. Несудебные экспертизы

Основанием для производства несудебной экспертизы (исследования) является договор в письменной форме, заключенный на основании письменного заявления физического или юридического лица, адвоката, нотариуса или других уполномоченных лиц.

Несудебные исследования производятся также по запросам следователей и судей.

Несудебная экспертиза (исследование) по форме и содержанию отличается от заключения эксперта только отсутствием подписки эксперта об ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Несудебные экспертизы выполняются судебно-экспертными учреждениями при наличии возможности, поскольку приоритетными являются исследования в рамках предварительного следствия и судебных процессов.

При производстве несудебной экспертизы экспертом составляется акт экспертного исследования.

Эксперт приступает к производству несудебной экспертизы после письменного указания руководителя судебно-экспертного учреждения (его структурного подразделения) и получения всех необходимых для исследования материалов.

Эксперт проводит исследование, руководствуясь специальными знаниями и рекомендованными методиками, в строгом соответствии с требованиями законодательства РФ и своей компетенцией.

В рамках несудебных экспертиз осмотр АМТС проводится в присутствии владельца (доверенного лица) и, как правило, других заинтересованных лиц, которые извещаются владельцем или его представителем о месте и времени осмотра заблаговременно (как правило, не позднее 3 рабочих дней, если осмотр проводится по месту проживания заинтересованных лиц, и не позднее 6 рабочих дней в случае их проживания в другом регионе).

Составленный по результатам акт осмотра АМТС доводится до сведения присутствующих лиц, подписывается ими и экспертом, проводившим осмотр. Пример акта осмотра приведен в приложении 15.

Сторона, несогласная с результатами осмотра, может письменно мотивировать в акте осмотра причину своего несогласия.

Осмотр АМТС необязателен в случае определения стоимости АМТС для граждан, вступающих в наследство, так как эта оценка производится, как правило, спустя значительное время после смерти владельца, в течение которого техническое состояние АМТС изменяется.

В таких случаях рекомендуется использовать значения среднерыночной стоимости исследуемого АМТС в данном регионе на день смерти владельца. Эта величина стоимости может быть скорректирована (снижена) в случае представления документов, подтверждающих повреждение АМТС к дате оценки, при условии, что транспортное средство не восстановлено или с учетом полученных повреждений не подлежит восстановлению. Ксерокопия этого документа остается в делах судебно-экспертного учреждения. Подпись эксперта и руководителя СЭУ удостоверяется печатью экспертного учреждения. Образец акта экспертного исследования для органов нотариата приведен в Приложении 19.

Для успешного проведения исследований в экспертных учреждениях необходимо создание собственной информационной базы данных, составленной по результатам сбора и обработки специальной нормативной литературы, справочников, газет, журналов и тематических публикаций в средствах массовой информации.

Составленные документы по несудебной экспертизе с приложениями к ним (акты осмотра, фотографии, справки, квитанции об оплате и т.д.) составляются в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а второй хранится в делах учреждения.

3.2.3. Осмотр АМТС

Осмотр АМТС может проводиться по месту его нахождения, в специализированном техническом центре, или по месту нахождения экспертного учреждения. Рекомендуется проводить осмотр с использованием подъемных или иных средств, позволяющих обнаружить повреждения, оценить их степень и характер и выполнить фотофиксацию с надлежащим качеством.

Перечень сведений, устанавливаемых при осмотре

  • устанавливаются фактические идентификационные данные с проверкой их соответствия указанным в документах на АМТС (без криминалистических исследований);
  • оценивается техническое состояние АМТС;
  • фиксируется величина пробега АМТС по показанию одометра, при этом оценивается достоверность величины пробега (без разборки узлов);
  • устанавливается комплектность и комплектация АМТС, наличие дополнительного оборудования;
  • устанавливается местоположение, характер и объем повреждений (дефектов) на момент осмотра;
  • устанавливается перечень повреждений, обусловленных рассматриваемым ДТП;
  • по возможности устанавливается, подвергалось ли АМТС ремонту ранее, производилась ли замена агрегатов, узлов, дорогостоящих изделий;
  • производится фотографирование общих видов АМТС, узловых и детальных снимков его повреждений.

При определении стоимости восстановительного ремонта АМТС осмотр целесообразно проводить при наличии справки ГИБДД или другого документа, подтверждающего получение повреждений.

Проверка технического состояния АМТС проводится органолептическим методом с применением простейших инструментов и приспособлений. Если имеется возможность (обеспечена производственная база), то проводится диагностика, а также разборка агрегатов и узлов с их дефектовкой для выявления скрытых повреждений. Самостоятельно эксперт может производить только демонтаж легкосъемных облицовочных и защитных элементов, не требующий специальных навыков и инструмента.

Дата, время, адрес и условия осмотра, использованное оборудование, измерительный инструмент, присутствовавшие на осмотре лица, а также непосредственные исполнители тех или иных технологических операций (работники предприятий автосервиса) и результаты осмотра описываются в исследовательской части заключения.

Эксперт в процессе осмотра устанавливает возможность образования выявленных повреждений АМТС в результате рассматриваемого происшествия (т.е. соответствуют ли они по характеру и локализации, повреждениям, указанным в справке ГИБДД, протоколе осмотра АМТС и т.д.), если для этого не требуется проведения экспертизы другого рода или вида.

При обнаружении повреждений внешних деталей АМТС, не отраженных в справке ГИБДД, иных документах, подтверждающих получение повреждений, эксперту необходимо определить относимость данного повреждения к исследуемому событию с указанием причины и механизма образования повреждения.

АМТС следует осматривать в подготовленном для этого виде и в условиях, обеспечивающих возможность проведения качественного осмотра.

Рекомендации по фотографированию объектов исследования

Фотографирование объектов исследования, как правило, проводится на завершающем этапе осмотра, после того как эксперт установил (выявил) все повреждения и (или) признаки, указывающие на их наличие, а также другие существенные факторы. В случае, когда в процессе осмотра производится разборка АМТС (демонтаж облицовок, кожухов, бамперов и/или разборка узлов и агрегатов), фотографирование выполняется до и после такой разборки.

При фотографировании и оформлении фототаблиц, иллюстрирующих заключение, следует придерживаться следующих рекомендаций.

В начале фототаблицы размещаются общие виды, позволяющие идентифицировать АМТС (объекты исследования) и дающие представление о локализации повреждений на нем. Здесь же уместно разместить фотографии идентификационных маркировок и одометра с показаниями величины пробега АМТС.

После общих видов помещают изображения отдельных поврежденных элементов (узловые снимки), при этом следует придерживаться одного направления обхода поврежденных участков АМТС. При узловой съемке в кадры должны попасть элементы АМТС, позволяющие представить положение снимаемого объекта относительно всех остальных. На узловых снимках желательно использовать масштабную линейку.

Повреждения (незначительные царапины, сколы, наслоения ЛКП, трещины, изломы), неразличимые на общих видах или узловых снимках, фотографируются с применением макросъемки (детальные снимки). Желательно, чтобы все объекты (следы или повреждения) на детальном снимке были видны на предшествующем узловом снимке. При этом на фотографиях общих видов или узловых снимках указываются места размещения макроповреждений и делаются ссылки на соответствующую фотографию макроповреждения. Допускается изображение макроповреждений представлять в виде выноски с увеличенным изображением макроповреждения со снимка общего вида или поэлементного снимка.

В фототаблице указываются номер исследования, в рамках которого фототаблица составлена, марка, модель и государственный регистрационный знак АМТС. Фотографии должны иметь подписи, раскрывающие основное содержание изображения (например: "фото 5. Переднее правое крыло. Деформация в виде вмятины в передней части").

http://www.ocenchik.ru/img/link.gif 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ АМТС

http://www.ocenchik.ru/img/link.gif 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АМТС

http://www.ocenchik.ru/img/link.gif 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ

http://www.ocenchik.ru/img/link.gif 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО РЕМОНТА АМТС

Использованная литература

  1. Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ.
  2. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 237 "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России". Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2013 г. Регистрационный номер N 26742.
  3. "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки" (Методическое руководство для экспертов). - М.: Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ), Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы (СЗРЦСЭ), 2009. Напечатано по решению научно-методического совета по судебной автотовароведческой экспертизе РФЦСЭ при Минюсте России от 24 октября 2007 г. Москва, 2009.
  4. Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 361.
  5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 20 "Об утверждении Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств". Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля 2011 г. Регистрационный N 19930.
  6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 309 "Об утверждении порядка информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств". Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 2011 г. Регистрационный N 22767.
  7. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Р 3112199 - 0240 - 84. Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - М.: Транспорт, 1986.
  8. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ. - М., НИИАТ, РФЦСЭ, ЭКЦ МВД России, НПСО "Объединение транспортных экспертов", 2005.
  9. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния, Р-03112194-0376-98, Минтранс России, 2002.
  10. 10. "Определение стоимости деталей и частей для легковых автомобилей иностранного производства на дату отличную от даты проведения экспертизы", МЦСЭ, Москва, 2012.
  11. РД 37.009.024-92 "Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей" - Москва, АО "Авто-сельхозмаш-холдинг", 1992 г.
  12. "Судебная автотехническая экспертиза", ч. 1 ВНИИСЭ, 1980.
  13. Федеральный закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 143-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 27.07.2006 N 157-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 13.07.2007 N 129-ФЗ, от 24.07.2007 N 220-ФЗ).
  14. Федеральный закон N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 23.07.2010 N 169-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ).
  15. Федеральный закон N 2-ФЗ "О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
  16. "Идентификация автомобилей", Прайс-Н, 2002 год.
  17. "Правила дорожного движения РФ", информационная система Консультант Плюс, 2012.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Порядок определения средней стоимости нормо-часа ремонтно-восстановительных работ в регионе

Приложение 2. Методические рекомендации по применению правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, используемых при определении размера страховой выплаты в рамках ОСАГО, Утвержденных постановлением Правительства РФ N 361 ОТ 24 мая 2010 г.
Утратили силу. - Письмо Минюста России от 22.01.2015 N 23-301.

Приложение 3. Рекомендации по ретроспективной оценке стоимости запасных частей для восстановительного ремонта АМТС

Приложение 4. Виды перекосов кузова легковых автомобилей

Приложение 5. Коэффициенты утраты товарной стоимости

Приложение 6. Веса элементов для определения стоимости годных остатков

Приложение 7. Показатели износа АМТС на 1000 км пробега

Приложение 8. Показатели износа (старения) АМТС за 1 год эксплуатации в зависимости от среднегодового пробега

Приложение 9. Величина износа дорожно-строительной техники, %

Приложение 10. Среднегодовые пробеги. рекомендации по расчету среднегодового пробега АМТС

Приложение 11. Коэффициенты приведения цен на модели АМТС, снятых с производства, к ценам выпускаемых моделей АМТС

Приложение 12. Пример определения стоимости легкового автомобиля

Приложение 13. Оценка шин

Приложение 14. Идентификация АМТС

Приложение 15. Пример акта осмотра транспортного средства

Приложение 16. Пример заключения эксперта

Приложение 17. Пример сообщения о невозможности дать заключение

Приложение 18. Пример акта экспертного исследования

Приложение 19. Пример заключения о стоимости АМТС для органов нотариата

Поделиться ссылкой в социальных сетях:


Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

299


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Полезное
ФЗ N135 Об оцен. деят-сти
ФСО N1 общие понятия
ФСО N2 цели оценки
ФСО N3 требования к отчету
ФСО N4 кадастровая оценка
ФСО N5 экспертиза отчетов
ФСО N6 уровень знаний эксперта СРО
ФСО N7 Оценка недвижимости
ФСО N8 Оценка бизнеса
ФСО N9 Оценка для залога
ФСО N10 Оценка машин
ФСО N11 Оценка НМА
ФСО N12 Ликвидационная
ФСО N13 Инвестиционная
Земельный кодекс РФ
Индикаторы
Курсы валютс 22/01с 23/01
USD ЦБ59,6697 59,6697
EURO ЦБ63,7272 63,7272
Индекс стоимости жилья
2830 $/кв.м.   Данные IRN.ru

Индексы СМР на IV кв. 2016
Письмо об индексах IV кв. 2016
Индексы СМР на III кв. 2016
Об индексах СМР на I кв. 2017
Об индексах СМР на IV кв. 2016
Рекомендуем
Онлайн оценка квартиры
Онлайн-оценка автомобиля
Калькулятор физического износа
ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р)
Наши партнеры
Лист рассылки
Подписка на лист рассылки Оценщик.ру: Новости из мира оценки и нашего сервера
Вакансии
Компании ООО Учебно-методический центр "Компас" требуется Руководитель филиала в Севастополе
Поиск по сайту
ЛИГА СВОД

Аплайн оценка

Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Методики | Словарь | Обзоры | СРО
Курсы оценщиков | Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Сметный портал
Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно
Скорость интернета | Советы Туристам
 Рейтинг@Mail.ru