Оценщик.ру Добавить в избранное
Сделать стартовой
 
Оценщик.ру
  Новости
События
Форум
Поиск по сайту
Контакты | Реклама
Работа
  Поиск
Вакансии
Резюме
Добавить резюме
Добавить вакансию
Оценка
  Методики
Отчеты об оценке
Обзоры, аналитика
Справочники и нормативы
Словарь оценщика
Курсы оценщиков
СРО Оценщиков
Оценка для опеки
Интерактив
  Кадастровая оценка
Интервью
Статьи
Рейтинги
Вопрос-ответ
Авторы на Оценщик.ру
ФСО 2022
  ФСО I Структура ФСО
ФСО II Виды стоимости
ФСО III Процесс оценки
ФСО IV Задание на оценку
ФСО V Подходы и методы
ФСО VI Отчет об оценке
Проекты Отдела оценки Росимущества
Конкурсы, тендеры
Экспертиза
 Рабочая группа по экспертизе отчетов об оценке

Рекомендуем оценочную компанию:


Статьи


Оставить комментарий | Читать комментарии

Л.Д. Ревуцкий
к.т.н., с.н.с.
Внештатный эксперт
информационного агентства «ИВИС»
г. Москва

К вопросу о классификации предприятий и компаний России по размеру

(по состоянию на 01 августа 2016 г.)

Классификация и идентификация по размеру сравнительно небольших предприятий и компаний России устанавливается законом РФ № 209 - ФЗ от 24.07. 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» с поправками, введенными в действие с 01 августа 2016 года [ 1 ].

Указанным Законом с соответствующими поправками предусмотрена классификация по размеру и идентификация микропредприятий, а также малых и средних предприятий и компаний.

Для таких объектов предусмотрены три числовых критерия их идентификации (два основных и один дополнительный): численность сотрудников (персонала), объём годовой выручки и/или балансовая стоимость активов в особых случаях.

Параметры установленных критериев по микропредприятиям: численность сотрудников - не более 15 чел., годовая выручка от продажи продукции, работ и/или услуг - до 120,0 млн. руб. включительно, без учёта НДС.

Соответствующие цифры для малых предприятий: 16 - 100 чел. и 800 млн. руб.; для средних предприятий и компаний: 101 - 250 чел. и 2,0 млрд. руб.

До 01 августа 2016 года законодательно установленные критериальные объёмы годовой выручки для микропредприятий, малых и средних предприятий были в два раза ниже, т.е. 60,0; 400,0 млн. руб. и 1,0 млрд. руб. соответственно. При этом значения критериев численности сотрудников для перечисленных категорий предприятий, установленные в 2007 году, остались без изменений.

В этой статье автор преднамеренно не останавливается на раскрытии отличий друг от друга таких понятий и терминов как предприятие, компания, фирма, организация и учреждение. Подробная, исчерпывающая информация по этому вопросу имеется в интернете.

Обращаю внимание читателей на некорректность и недопустимость, с точки зрения грамотного русского языка, подмены понятий и терминов предприятие, компания и фирма понятием и термином бизнес. Термины - микробизнес, малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес в научных публикациях, вместо терминов по смыслу предприятие, компания, фирма, применять не следует. Бизнес - это всего лишь занятие предпринимательской деятельностью. Синонимом слов-терминов предприятие, компания и фирма \этот термин не является.

В научных монографиях, учебниках, учебных пособиях и многочисленных статьях по экономике, помимо микропредприятий, малых и средних предприятий, отмечается как непреложный факт существование в стране и за рубежом крупных предприятий, что соответствует действительности. У разных авторов критерии их классификации и идентификации по размеру - разные [ 2 ]. В современном отечественном законодательстве и в другой утверждённой нормативно-правовой документации критерии классификации и идентификации крупных предприятий и компаний по размеру не установлены.

Мне бы хотелось высказать личное мнение по этому вопросу, так как рано или поздно государству придётся законодательно его решать.

На мой взгляд, целесообразно установить 5 категорий классификации по размеру крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их самых разнообразных по формам собственности и правовым нормам существования объединений:

  • крупные предприятия и компании - численность сотрудников - не более 600 чел., годовой объём выручки - не более 10,0 млрд. руб.;
  • суперкрупные предприятия и компании (суперкомпании) - численность сотрудников - не более 1250 чел., годовой объём выручки - не более 25 млрд. руб.;
  • гиперкрупные предприятия и компании (гиперкомпании) - численность сотрудников - не более 2500 чел., объём годовой выручки - не более 50,0 млрд. руб.;
  • мегакрупные предприятия и компании (мегакомпании) - численность сотрудников - не более 5000 чел., объём годовой выручки - не более 100,0 млрд. руб.;
  • предприятия и компании - экономические гиганты (объекты национального достояния, национальной гордости) - численность сотрудников - более 5000 чел., объём годовой выручки - более 100 млрд. руб.

Верхние границы значений критериев размера для предприятий - гигантов не устанавливаются.

В реальной жизни могут встречаться случаи, когда по численности персонала и по объёму годовой выручки крупные предприятия и компании могут формально попадать в разные категории их классификации по размеру. Например, суперкомпания имеет годовую выручку 25,0 млрд. руб. при численности сотрудников 1300 чел. и, наоборот, при численности персонала 1200 чел. имеет годовую выручку 30 млрд. руб.

Полагаю, что в таких случаях критерий численности сотрудников имеет первостепенное значение для идентификации компаний по размеру, а годовая выручка - второстепенное значение.

Идеологически, политически и экономически важно правильно классифицировать по размеру системообразующие, бюджетообразующие, градообразующие и отраслеобразующие предприятия и компании. Как правило, они попадут в категории компаний - экономических гигантов и/или мегакомпаний.

Если предлагаемая классификация крупных предприятий и компаний будет принята государством, Росстату РФ придётся вести соответствующий, отдельно по каждой из указанных для них категорий по размеру, систематический периодический учёт количества таких экономических объектов в стране.

Читатели вправе спросить, для каких целей необходима классификация предприятий и компаний по размеру?

У меня есть только три соображения на эту тему, но на самом деле их может быть гораздо больше:

  • для формирования государственной, в том числе производственно-промышленной политики, по отношению к каждой поразмерной категории установленной градации предприятий и компаний в РФ;
  • при возникновении глубоких экономических кризисов и потрясений в стране и в мире неизбежно возникает необходимость государственной поддержки отдельных предприятий и компаний (на всех денежных средств не хватает, поэтому государству всегда приходится решать задачу, кому и как помогать, а кого оставить выкручиваться из затруднительного положения самим, собственными силами;
  • существует продукция, которую производить экономически не выгодно, но без неё государство и общество обойтись не может (предприятия, выпускающие такую продукцию, приходится всячески экономически поддерживать, стимулировать).

В настоящее время государство вынуждено безвозвратно поддерживать некоторые малые и средние предприятия, а также выручать отдельные, набравшие непомерные кредиты мегакомпании и компании - экономические гиганты в надежде на будущий возврат выделенных им в долг денежных средств.

Заканчивать эту статью приходится на критической ноте.

Стоимостной критерий идентификации категорий предприятий, компаний и фирм по размеру в виде объёма их годовой выручки, с научной и практической точек зрения, критики не выдерживает.

Дефективность такого критерия покажем на простом примере: крупный завод производит самосвальные механизмы и самосвальные кузова для шасси грузовых автомобилей КАМАЗ. В объём годовой выручки этого завода включается стоимость использованных для установки самосвального оборудования шасси указанной марки автомобилей. Получается так, что стоимость указанных шасси намного превышает стоимость установленного на них самосвального оборудования. При существующей классификации предприятий и компаний по размеру такой завод может попасть в категорию, в которой его быть не должно. К тому же, государству не нужен двойной счёт производимой продукции по стоимости, неправомерное искусственное завышение валового внутреннего продукта.

Исходя из приведенных выше соображений, годовой объём выручки, как критерий классификации предприятий и компаний по размеру, следует заменить на годовой объём добавленной стоимости (по устаревшей терминологии - годовой объём условно-чистой продукции).

Предлагаю читателям принять участие в обсуждении представленного материала.

Буду рад замечаниям и предложениям по совершенствованию предлагаемой поразмерной классификации крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их разнообразных хозяйственных объединений.

Ссылки

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (С изменениями на 03.07 2016 г.), (Редакция, действующая с 01.08. 2016 г.)
  2. Коготов В.В. Критерии идентификации крупных предприятий в национальной экономике - М.: // Экономический журнал, № 23, 2011. С. 90 - 102.

Ключевые слова: предприятие, компания, фирма, микропредприятие, малое, среднее, крупное предприятие, категория, классификация по размеру, супер-, гипер-, мегакомпании, компания - экономический гигант, ошибочность критерия размера предприятий в виде годового объёма выручки, годовой объём добавленной стоимости.

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены вопросы классификации и идентификации предприятий и компаний по размеру в национальной экономике России.

Особое внимание уделено задаче классификации по размеру крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их разнообразных по формам собственности и правовой легитимизации объединений.

Предлагается ошибочно принятый в настоящее время стоимостной критерий классификации рассматриваемых объектов в виде годового объёма выручки заменить на более правильный - годовой объём добавленной стоимости.

Статья предназначена для экономистов народного хозяйства страны и читателей, интересующихся затронутой в ней темой.

Леопольд Давидович
Е-mail: rev_ld@mail.ru
20 августа 2016 г.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:


Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

17654


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Полезное
ФЗ N135 Об оцен. деят-сти
ФСО I Структура ФСО
ФСО II Виды стоимости
ФСО III Процесс оценки
ФСО IV Задание на оценку
ФСО V Подходы и методы
ФСО VI Отчет об оценке
ФСО N5 экспертиза отчетов
ФСО N7 Оценка недвижимости
ФСО N8 Оценка бизнеса
ФСО N9 Оценка для залога
ФСО N10 Оценка машин
ФСО XI Оценка ИС и НМА
Земельный кодекс РФ
Индикаторы
Курсы валютс 19/04с 20/04
USD ЦБ94,0922 93,44091
EURO ЦБ100,5316 99,5797-1
Индекс стоимости жилья
2741 $/кв.м.   Данные IRN.ru

Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 47349-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 45484-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 44016-ИФ/09
Индексы ПИР IV кв.2020
Индексы СМР (VI)
Индексы СМР III кв.2020 (V)
Индексы СМР III кв.2020 (IV)
Индексы СМР III кв.2020 (III)
Индексы СМР III кв.2020 (II)
Индексы СМР III кв.2020 (I)
Индексы СМР, индексы изменения ПИР с 1998
Рекомендуем
Онлайн оценка квартиры
Онлайн-оценка автомобиля
Калькулятор физического износа
ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р)
Наши партнеры
Лист рассылки
Подписка на лист рассылки Оценщик.ру: Новости из мира оценки и нашего сервера
Вакансии
Компании ООО Оптимал Групп требуется Помощник оценщика
Поиск по сайту
Аплайн оценка

Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Методики | Словарь | Обзоры | СРО
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Частный бухгалтер
Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно