Оценщик.ру Добавить в избранное
Сделать стартовой
 
Оценщик.ру
  Новости
События
Форум
Поиск по сайту
Контакты | Реклама
Работа
  Поиск
Вакансии
Резюме
Добавить резюме
Добавить вакансию
Оценка
  Методики
Отчеты об оценке
Обзоры, аналитика
Справочники и нормативы
Словарь оценщика
Курсы оценщиков
СРО Оценщиков
Оценка для опеки
Интерактив
  Кадастровая оценка
Интервью
Статьи
Рейтинги
Вопрос-ответ
Авторы на Оценщик.ру
ФСО 2022
  ФСО I Структура ФСО
ФСО II Виды стоимости
ФСО III Процесс оценки
ФСО IV Задание на оценку
ФСО V Подходы и методы
ФСО VI Отчет об оценке
Проекты Отдела оценки Росимущества
Конкурсы, тендеры
Экспертиза
 Рабочая группа по экспертизе отчетов об оценке

Рекомендуем оценочную компанию:


Интерактив / Обучение


Оставить комментарий | Читать комментарии

Основные требования к качеству образования и профессиональному уровню будущих государственных оценщиков и экспертов стоимости проблемных объектов народнохозяйственного значения

Л. Д. Ревуцкий, к.т.н., с.н.с.

Сегодня таких оценщиков и экспертов в стране нет, но есть уверенность, что в скором времени они обязательно появятся. Других путей преодоления многих из имеющихся проблем в оценке стоимости упомянутых в заглавии статьи объектов пока не видно.

О самых серьёзных проблемах в оценке таких активов см. [ 1 ].

Чтобы в их числе не оказались случайные, недостаточно грамотные, не по делу асоциально мотивированные, некомпетентные люди - временщики, необходимо именно сейчас, заблаговременно, подумать хотя бы об основных требованиях к их образовательному уровню и накопленному практическому опыту в оценочной деятельности (ОД).

Напомню, что к проблемным объектам относятся хозяйственные объекты, имеющие, как правило, четыре вида общей ценности (имущественно-земельную, социально-экономическую, «бумажную» и инвестиционную) и соответствующие каждой из них стоимости. В первую очередь к ним принадлежат крупные и крупнейшие предприятия, разнообразные формы их объединений; крупные отечественные и международные торговые и гостиничные сети, мощные больнично-поликлинические комплексы и т.д.

Стоимость таких объектов часто превышает миллиард рублей.

Проблемные объекты обычно не имеют рынков купли-продажи и рыночной стоимости. Для определения их справедливой стоимости пригодны только отдельные методы затратного и доходного подходов к решению оценочных задач. Методы сравнительного (рыночного) подхода к решению подобных задач, к сожалению, не применимы из-за непреодолимых трудностей в подборе подходящих аналогов.

В известной директивно-нормативно-правовой документации, в соответствующих литературных источниках, в публикациях в СМИ и в интернете можно встретить весьма запутанную и противоречивую информацию о требованиях к образовательному и профессиональному уровням оценщиков и экспертов качества результатов оценок. Оказывается, что оценщиками могут быть лица, не имеющие высшего образования, люди разных профессий и разной квалификации. Если согласиться с тем, что оценка - это в какой-то мере наука и искусство, а не только банальное умственное ремесло, то недопустимая облегчённость образовательных и профильных барьеров для входа в эту разновидность не очень простых интеллектуальных человеческих профессий налицо.

В рекламных объявлениях ВУЗов указывается, что подготавливаемые ими оценщики должны уметь оценивать стоимость любых видов собственности. Такое утверждение безусловно ошибочно. Всезнаек на свете не бывает: массовая оценка стоимости простейшей недвижимости (квартир, офисов, складов, земельных участков скромных размеров, мелких торговых точек и т.п.) - это одно, а оценка имущественно-земельных (и земельно-имущественных) комплексов проблемных объектов - это совсем другое дело.

Как следует из информации, взятой из интернета, к настоящему времени по рассматриваемому вопросу для обычных (не государственных) оценщиков требования к их образовательному уровню изложены в трёх документах, перечень которых приведен ниже [ 2 ].

«Перечень образовательных документов, требующихся оценщику для подтверждения получения профессиональных знаний в области оценочной деятельности, окончательно сформировался в нашей стране в 2003 году, с тех пор остается неизменным и регламентируется следующими основными документами:
1) Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 23.07. 2013 г.),
2) Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности (утверждены Минимуществом РФ 22 мая 2003 г. № 3Р-4/10060 и согласованы с Министерством образования РФ),
3) Временные требования к профессиональному обучению оценщиков (приняты решением Национального совета по оценочной деятельности РФ 18 ноября 2008 г.).

Упомянутые «Временные требования…» были разработаны во исполнение Указа Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ» и Постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 «Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ», введенных в действие с 1 января 2009 г.

Согласно указанным нормативным актам имеются два обязательных образовательных документа, при наличии любого из которых можно подтвердить получение знаний в области оценочной деятельности, - это диплом о высшем образовании со специализацией "Оценочная деятельность" или диплом о профессиональной переподготовке по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" объемом не менее 800 часов. При этом в первые три года после окончания Вуза владельцам диплома о высшем образовании с оценочной специализацией достаточно одного этого документа для подтверждения своих профессиональных знаний. Во всех остальных случаях дополнительно потребуется еще и наличие других образовательных документов. Так, обладатели диплома о профессиональной переподготовке должны еще дополнительно представить диплом о высшем образовании по любой специальности. Это связано с тем, что оценщик по закону должен иметь высшее образование, но на практике может оказаться так, что лицо со средним образованием обучится и получит диплом профессиональной переподготовки. Такой специалист естественно не может быть членом СРОО и подписывать оценочные отчеты. Кроме того, по истечении 3 лет после получения дипломов по профессиональной переподготовке и о высшем образовании с оценочной специализацией необходимо будет каждые три года проходить обязательное повышение квалификации в объеме не менее 104 часов и подтверждать это соответствующим Свидетельством государственного образца».

Считаю необходимым обратить внимание читателей на замеченные несуразицы. По смыслу подчёркнутой выше фразы, претендент на профессию оценщика может иметь диплом ветеринарного врача, школьного учителя по ботанике, биолога, физика-ядерщика и т.д. На мой взгляд, это - абсурд.

Получается так, что за 800 часов из «стоматолога» можно сделать полноценного профессионального оценщика любых хозяйственных бизнес-объектов, включая проблемные. Большую нелепость придумать сложно. Не говорю даже о профессионализме многих преподавателей оценочных дисциплин, связанных с задачами определения стоимости предприятий. Откуда ему взяться? Уж точно не из комфортабельных кабинетов ВУЗов, обычно располагающихся в центральных частях больших городов!

Приведенные выше требования относятся к тем лицам, которые получали высшее образование на условиях специалитета. А как обучать и использовать в практической жизни бакалавров и магистров с оценочной специализацией? Что записывать им в дипломах о высшем образовании государственного образца?

К сожалению, вопросов больше, чем ответов, но отвечать на них всё равно придётся, жизнь заставит.

То, что допустимо в отношении объёма профессиональных знаний оценщиков стоимости простейших видов собственности, включая и коммерческую недвижимость, не может быть распространено на государственных оценщиков и государственных экспертов оценок. К последним, основные требования к их образовательному уровню должны быть более строгими и конкретными.

Полагаю, что высшее образование этой категории профессий в народном хозяйстве страны, как правило, должно быть получено в ВУЗах экономического профиля. В отдельных случаях исключения возможны, но они должны быть сравнительно редкими.

Государственными специалистами оценочного профиля могут и должны быть экономисты, финансисты, инженеры-экономисты, магистры экономики или финансов, приобрётшие специализацию по оценке предприятий (бизнеса) и смежным дисциплинам.

Например, в Финансовом университете при правительстве РФ в дипломе государственного образца магистра с оценочной специализацией производится запись: магистр экономики по программе «Оценка бизнеса и корпоративные финансы». Целесообразность объединения указанных специализаций представляется сомнительной, так как они разные и друг с другом не связаны.

Добавлю, что в ограниченном числе государственных оценщиков и экспертов оценки (эта ограниченность связана с нынешней относительной узостью фронта таких оценочных работ) лично мне хотелось бы видеть кандидатов и докторов экономических и, в порядке исключения, технических и физико-математических наук с профессорскими учёными званиями, людей с креативным мышлением, искренних и честных защитников интересов не только заказчиков оценки, продавцов и покупателей проблемных активов, но и своего государства и общества. Кроме того, в качестве государственных оценщиков и государственных экспертов оценки желательно иметь бывших аудиторов Счётной палаты РФ, прошедших соответствующую профессиональную переподготовку по специализации «Оценка стоимости предприятий».

Все те, кто претендуют на должности государственных оценщиков и экспертов, как минимум, не должны путать между собой показатели инвестиционной ценности, рыночной капитализации и справедливой стоимости оцениваемых проблемных объектов, не должны быть ретроградами, догматиками, начётчиками в своём важном деле, не допускать, избегать применения тех методов различных оценочных подходов к решению конкретных задач, которые не пригодны для выполнения порученной им оценочной работы. При оценке справедливой стоимости проблемных объектов никто и никогда не должен применять повсеместно используемый для этих целей сегодня метод дисконтирования ожидаемых в будущем чистых денежных потоков (метод ДДП - DCF), не предназначенный для решения подобных задач. Более подробно этот вопрос рассмотрен в [ 3 ].

Инструментарий метода ДДП должен использоваться только в тех случаях, когда в расчётах фигурируют те или иные разновременные будущие (ожидаемые, прогнозируемые) денежные потоки (ДП), например, в расчётах экономического эффекта различных инвестиционных проектов, сроков возвратности и экономических результатов выданных кредитов и т.д. Для решения задач определения справедливой стоимости проблемных предприятий, когда использование в соответствующих расчётах разновременных будущих ДП не предусматривается, этот метод не пригоден.

Претендующие на должности государственных оценщиков и экспертов должны иметь стаж работы по оценке стоимости крупных хозяйственных объектов не менее 5 лет и предъявить послужной список - соответствующие справки о наиболее важных из выполненных оценочных работ.

Кроме того, очень важно, чтобы эти люди по своему жизненному опыту могли выбрать для себя наиболее подходящее направление специализации своей будущей государственной оценочной деятельности. Желательно, чтобы кто-то имел существенный по продолжительности, успешный опыт работы в энергетике или в нефтегазовом комплексе, в металлургии либо в горно-добывающей промышленности и т.д.

Прежде чем быть направленными на специальный курс повышения квалификации, претенденты на рассматриваемые должности обязаны пройти специальное собеседование с тщательно подобранными руководителями профессорско-преподавательского состава ( или со специально набранной отборочной квалификационной комиссией) этого курса по вопросам понимания специфики предстоящей работы, и представить предварительно подготовленный развёрнутый реферат, в котором должны быть подробно изложены представления каждого из них о прошлом, настоящем и будущем методологии оценки стоимости проблемных объектов-активов всероссийского, транснационального и мирового значения.

Каждый представленный реферат необходимо пропустить через экспертизу на актуальность, информативность, плагиат и добросовестность. В идеальном случае такие рефераты, как диссертации, должны рассылаться на рецензирование или отзыв ведущим специалистам по выбранным темам. Важно, чтобы среди них были независимые учёные, имеющие множество публикаций по рассматриваемым направлениям знаний.

Обращаю внимание тех, кто будет заниматься этими вопросами, что курс повышения квалификации будущих государственных оценщиков и государственных экспертов желательно организовать в единственном числе в столице нашей Родины Москве с приглашением в качестве лекторов не только продвинутых отечественных, но и наиболее известных в мире оценщиков проблемных активов, в том числе и из американской компании «BLACKROCK».

Полагаю, что продолжительность такого курса не должна быть меньше 144 учебных часов. Не вижу оснований добиваться многочисленности участников такого курса. Первое время объём работ для таких оценщиков и экспертов оценок скорее всего будет ограниченным. По мере его расширения сама жизнь заставит заниматься удовлетворением возникших потребностей, расширять круг таких специалистов.

Представляется необходимым, чтобы требования к образовательному и профессиональному уровню, а также к человеческим качествам, добропорядочности рассматриваемого контингента специалистов был не ниже соответствующих требований к аудиторам Счётной Палаты РФ.

Основная проблема в предстоящем деле видится в подборе подходящего кадрового состава научных, профессорско-преподавательских работников и наиболее эффективно действующих практиков оценки и экспертизы выдаваемых оценок для такого курса.

В настоящее время трудно назвать персон, по своим профессиональным и моральным качествам в полной мере соответствующих рассматриваемой задаче. Среди имеющихся в настоящее время докторов и кандидатов экономических и технических наук, профессоров и доцентов, специализирующихся на вопросах оценочной деятельности, ни одной яркой личности с общепризнанной харизмой, к большому сожалению, не видно (по крайней мере в научных и учебных дисциплинах в области оценки стоимости экономически важных для страны предприятий, их объединений и других проблемных активов; определённых успехов добились только те учёные и преподаватели, которые заняты в области определения стоимости земельных участков городов, посёлков, сёл и деревень, промышленности и сельского хозяйства).

Если выбирать более или менее приемлемое место организации рассматриваемого курса из всего того, что есть в стране сегодня, то считаю возможным остановиться на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации оценщиков и экспертов оценок, организованных при Московском государственном строительном университете (МГСУ).

После соответствующей работы с преподавательским составом и уточнением программы и структуры преподаваемых дисциплин, эти курсы могли бы быть, на первый раз, успешно адаптированными для решения рассматриваемой задачи подготовки государственных оценщиков и государственных экспертов оценок.

В программе такого курса обязательно должно быть найдено место для мастер-классов независимых научных представителей оценочного сообщества, теоретико-методические взгляды которых отличаются от традиционных.

Выражаю твёрдую убеждённость в том, что школы оценки Финансового университета при Правительстве РФ, Государственного университета управления, Российской экономической академии им. Г.С. Плеханова, Государственного университета землеустройства, Финансово-промышленного университета «Синергия», Высшей школы экономики, Международной академии оценки и консалтинга и многие остальные столичные школы такого рода с предстоящей задачей не справятся, не говоря уже о школах оценки при Большой четвёрке международных аудиторских и консалтинговых компаний Запада, почему-то беспрепятственно работающих в нашей стране с наиболее крупными кусками нашего национального богатства.

Кстати, может ли кто-нибудь себе представить, чтобы в США и странах Европы к оценке и аудиту крупных местных компаний были допущены российские оценочные и аудиторские фирмы? Лично я вообразить себе такое не могу.

Очень бы хотелось услышать критику недостатков этой статьи, если они есть, и замечания по существу затронутой темы.

Литература

  1. Ревуцкий Л.Д. Государственный подход к решению задач определения справедливой стоимости предприятий. - Воронеж, // Электронный научно-практический журнал «Перспективы науки и образования», № 6, 2013. С. 220 - 228.
  2. Юридическая консультация оценщиков.
  3. Ревуцкий Л.Д. О неприменимости метода дисконтирования денежных потоков для оценки стоимости доходоприносящих товаров.

Ключевые слова: государственный оценщик, государственный эксперт, профессиональная подготовка, повышение квалификации, требования к подготовке, курс повышения квалификации, требования к претендентам и преподавателям, проблемы организации курса.

Аннотация

Рассмотрены вопросы организации курса повышения квалификации для будущих государственных оценщиков и государственных экспертов результатов оценки стоимости проблемных активов.

Указаны основные требования к профессиональной подготовке претендентов на указанные должности.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:


Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

7736


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Полезное
ФЗ N135 Об оцен. деят-сти
ФСО I Структура ФСО
ФСО II Виды стоимости
ФСО III Процесс оценки
ФСО IV Задание на оценку
ФСО V Подходы и методы
ФСО VI Отчет об оценке
ФСО N5 экспертиза отчетов
ФСО N7 Оценка недвижимости
ФСО N8 Оценка бизнеса
ФСО N9 Оценка для залога
ФСО N10 Оценка машин
ФСО XI Оценка ИС и НМА
Земельный кодекс РФ
Индикаторы
Курсы валютс 28/03с 29/03
USD ЦБ92,5919 92,26280
EURO ЦБ100,2704 99,7057-1
Индекс стоимости жилья
2741 $/кв.м.   Данные IRN.ru

Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 47349-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 45484-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 44016-ИФ/09
Индексы ПИР IV кв.2020
Индексы СМР (VI)
Индексы СМР III кв.2020 (V)
Индексы СМР III кв.2020 (IV)
Индексы СМР III кв.2020 (III)
Индексы СМР III кв.2020 (II)
Индексы СМР III кв.2020 (I)
Индексы СМР, индексы изменения ПИР с 1998
Рекомендуем
Онлайн оценка квартиры
Онлайн-оценка автомобиля
Калькулятор физического износа
ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р)
Наши партнеры
Лист рассылки
Подписка на лист рассылки Оценщик.ру: Новости из мира оценки и нашего сервера
Вакансии
Компании EMAX требуется Оценщик недвижимости в штат
Поиск по сайту
Аплайн оценка

Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Методики | Словарь | Обзоры | СРО
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Частный бухгалтер
Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно