Оценщик.ру Добавить в избранное
Сделать стартовой
 
Оценщик.ру
  Новости
События
Форум
Поиск по сайту
Контакты | Реклама
Работа
  Поиск
Вакансии
Резюме
Добавить резюме
Добавить вакансию
Оценка
  Методики
Отчеты об оценке
Обзоры, аналитика
Справочники и нормативы
Словарь оценщика
Курсы оценщиков
СРО Оценщиков
Оценка для опеки
Интерактив
  Кадастровая оценка
Интервью
Статьи
Рейтинги
Вопрос-ответ
Авторы на Оценщик.ру
ФСО 2022
  ФСО I Структура ФСО
ФСО II Виды стоимости
ФСО III Процесс оценки
ФСО IV Задание на оценку
ФСО V Подходы и методы
ФСО VI Отчет об оценке
Проекты Отдела оценки Росимущества
Конкурсы, тендеры
Экспертиза
 Рабочая группа по экспертизе отчетов об оценке

Рекомендуем оценочную компанию:


Интерактив / Интервью


Оставить комментарий | Читать комментарии

Эльвира Набиуллина - о новом налоге на недвижимость

Интервью с Министром экономического развития РФ Э.С. Набиуллинной
Беседовала Елена Кукол
Опубликовано "Российская газета" - Федеральный выпуск №5502 (126)

Введение единого налога на недвижимость, как планируется, подавляющему большинству россиян дополнительными расходами не грозит.

Об этом, а также о том, договорилось ли правительство о снижении страховых взносов в соцфонды, будут ли понижаться акцизы на бензин, что изменится в планах долгосрочного развития страны и о своей детской мечте на "деловом завтраке" в "Российской газете" рассказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

Налог на дворцы и сотки

Эльвира НабиуллинаРоссийская газета: Говорят, в минэкономразвития и минфине полным ходом идет работа по введению налога на недвижимость. Но наши читатели волнуются: будет ли он посильным для граждан?

Эльвира Набиуллина: Мы действительно готовимся к введению налога на недвижимость. Но, во-первых, мы предлагаем конструировать этот налог таким образом, чтобы общая нагрузка не выросла. Ставка может быть на уровне 0,01 процента от кадастровой стоимости недвижимости или немного больше. Этот вопрос сейчас обсуждается. Во-вторых, мы предполагаем ввести разного рода вычеты по этому налогу. Есть несколько вариантов - вводить вычеты в зависимости от объема недвижимости, то есть не облагать налогом квартиры, дома и участки определенной площади или же предоставлять вычеты в виде фиксированной суммы, на которую будет уменьшаться налоговая база. К примеру, малообеспеченным гражданам. Окончательные расчеты, как все это будет действовать, пока только производятся. Но система вычетов должна применяться обязательно.

РГ: Если общие поступления от налога на недвижимость останутся прежними, в чем тогда смысл его введения?

Набиуллина: В целом новая схема налогообложения будет более справедливой, чем нынешняя. Главное отличие - при расчете суммы той части налога, которая касается квартир и домов, будет использоваться рыночная оценка имущества, а не оценки БТИ. Они сохранились еще с середины прошлого века, и хотя потом вводились поправочные коэффициенты, такая оценка давно утратила связь с жизнью и с реальной рыночной стоимостью недвижимости. В результате владельцы дорогого имущества иногда платят меньше, чем собственники дешевого жилья.

Кроме того, единые подходы к оценке объектов на основе кадастровой стоимости и ведение самого кадастра сделают госполитику в этой сфере более эффективной. А это - и управление землей, и справедливые налоги.

РГ: Существует такое понятие, как недострой. Не зарегистрировал дом, потому что входная дверь не покрашена и можешь не переживать по поводу налогов. Как предлагается решать эту проблему?

Набиуллина: Вы затронули очень важную тему. Сегодня с неоформленных зданий нельзя взимать налог на имущество: без сведений об объекте в кадастре невозможно рассчитать стоимость объекта, а без регистрации прав - не получится определить налогоплательщика. При таком подходе все постройки на земельном участке фактически рассматриваются как его улучшения.

Впоследствии стоимость таких "улучшений" будет рассчитываться по двум методикам, в зависимости от объема у государства информации об объекте.

По зданиям, поставленным на кадастровый учет, будет рассчитываться кадастровая стоимость. В отношении зданий, сведения по которым отсутствуют в кадастре, будет применяться нормативная стоимость. Чтобы большая часть зданий попала в кадастр, предлагается перейти от заявительного порядка кадастрового учета к "автоматическому". Кадастровый учет будет осуществляться на основании копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, представленного в орган учета органом местного самоуправления. Что значительно упростит жизнь гражданам.

Соответствующие предложения представлены в правительство и президенту.

РГ: Когда же введут единый налог на недвижимость?

Набиуллина: Это будет зависеть от того, когда в регионах завершится массовая оценка объектов капитального строительства. По нашим прогнозам, на это потребуется минимум полтора года. Кроме того, необходимо принять соответствующие законы.

Массовая кадастровая оценка земли, как вы, наверное, помните, уже существует. А вот объекты капстроительства пока еще не оценили. В 12 пилотных регионах эту работу планируется завершить летом. Здесь мы хотим предложить ввести налог на недвижимость в тестовом режиме уже со следующего года. Навязывать такое решение не будем, каждый регион сам оценит степень готовности к введению нового налога.

Кроме того, для этого надо еще отработать механизм апелляции проведенной оценки. Он нужен, потому что массовая оценка может отличаться от индивидуальной. В большом массиве, например квартале, одни дома и квартиры могут быть более дорогими, другие - менее. Хотя общая методология должна приводить к тому, чтобы таких споров было как можно меньше. Но у недовольных результатами массовой оценки должен быть эффективный инструмент их пересмотра.

РГ: В регионах начался уже третий этап кадастровой переоценки земель сельхозназначения. И во многих случаях ее стоимость, особенно для промышленников, выросла чуть ли не в 40-50 раз. По закону должен быть введен институт обжалования оценки. Когда его создадут?

Набиуллина: Рассматривать апелляции должны комиссии по внесудебному урегулированию споров. В состав комиссий будут включены представители органов власти субъектов, саморегулируемых организаций оценщиков и Национального совета по оценочной деятельности и, конечно же, Росреестра. Этот механизм заработает уже осенью этого года. Все должно быть прозрачно. Информация о создании комиссий, так же как и о рассмотрении комиссиями заявлений, будет раскрываться на сайтах территориальных управлений Росреестра.

РГ: А если на региональном уровне решение все равно не принимается, куда обращаться - сразу в суд или в вышестоящую инстанцию, например, в минэкономразвития?

Набиуллина: Решения комиссий могут быть обжалованы в судебном порядке - это предусмотрено законодательством. Комиссии не являются подразделениями Росреестра или иного другого органа власти, поэтому обжаловать их решения в министерство или в любой другой орган кроме суда, нелогично.

Платные услуги закрыли списком

РГ: Мониторинг минэкономразвития по госуслугам показал, что сейчас и бизнесу, и гражданам для получения одной услуги надо обойти кучу ведомств, да еще и заплатить за сопутствующие справки. Делалась ставка на многофункциональные центры, но граждан все равно негласно вынуждают бегать по кабинетам и самим собирать эти несчастные бумажки. Когда, наконец, с госуслугами наведут порядок?

Набиуллина: Действительно, ситуация с получением госуслуг в ряде случаев очень тяжелая. Чтобы исправить ее, мы идем по нескольким направлениям.

Во-первых, постановлением правительства установлен перечень услуг, которые можно предоставлять на платной основе. Это закрытый список. То есть те услуги, которые в него не попали, чиновники не имеют права навязывать гражданам.

Во-вторых, скоро будет применяться норма, согласно которой запрещается требовать у гражданина сведения, которые уже есть в органах власти. И если вам для получения какой-либо справки из Росреестра нужна выписка из налоговой службы, то сотрудники Росреестра обязаны будут сами запросить ее у налоговиков. К внедрению этой нормы мы готовились почти год, она требует серьезного межведомственного взаимодействия, и потому вводиться будет постепенно.

Третье направление - это развитие электронных услуг. Например, на сайте Росреестра введена функция "предварительная запись". Люди могут воспользоваться ей, чтобы не стоять в очереди, а прийти в службу в назначенное время по предварительной записи. Пока, правда, этой возможностью пользуются немногие - не у всех есть компьютеры, доступ к Интернету, к новой форме еще надо привыкнуть. Но я лично эту услугу протестировала, попробовала записаться в "электронную очередь". Все получилось.

Кроме того, в Росреестре можно получить электронные выписки из некоторых документов. Теперь не надо тратить время на посещение службы, а стоят такие выписки дешевле, чем полученные в бумажном виде.

РГ: Мы в редакции тоже проводили мини-эксперимент, пытались встать в "электронную очередь" на получение загранпаспортов, которые выдает Федеральная миграционная служба. Пока не очень получается. Сначала надо пройти регистрацию, что само по себе тоже непросто. Потом выдают код доступа, чтобы можно было пройти второй этап записи. Но код не срабатывает... В результате мы ждем своей очереди почти два месяца, проще было бы отстоять ее вживую.

Набиуллина: Такие случаи бывают не только с услугами на получение загранпаспорта. Минэкономразвития договорилось с "Опорой России", что бизнес-объединение будет постоянно мониторить, как и где работают электронные госуслуги, и сообщать нам результаты. Это, конечно, не значит, что все и сразу автоматически заработает. Понятно, что без сбоев здесь не обойтись. И чтобы перестроиться, нужно время.

Но это не означает, что от электронных услуг надо отказываться. У нас нет другого выхода, кроме как заставить заработать и систему в целом, и отдельных чиновников. Госдума уже одобрила подготовленный минэкономразвития проект закона, которым вводится персональная административная ответственность служащих за нарушение сроков работы с обращениями граждан вплоть до штрафов. Раньше этого не было.

Ау, где закупки?

РГ: У наших соседей по Таможенному союзу полным-полно совместных с иностранцами швейных, обувных малых предприятий. А у нас - такое создается впечатление - весь малый бизнес сосредоточен в торговле. Как изменить ситуацию?

Набиуллина: Наша федеральная программа (по господдержке малого и среднего предпринимательства. - "РГ") именно на это и нацелена. Это не значит, конечно, что надо закрывать торговые точки шаговой доступности, маленькие кафе. Такие предприятия тоже нужны. Но, прежде всего, необходимо поддерживать малый бизнес в производственной сфере, инновационные предприятия.

И если в 2009 году, во время кризиса, мы помогали любому малому бизнесу, только чтобы сохранить рабочие места, дать шанс уволенным найти работу, то сейчас делается ставка в основном на производственный и инновационный бизнес. Выделяются деньги на лизинг оборудования. Мы впервые ввели поддержку экспорта инновационной продукции - первичное ее патентование, субсидирование процентных ставок. Софинансируется строительство бизнес-инкубаторов для малых производственных предприятий. Это позволяет снизить их издержки на аренду помещений.

Общая стоимость программы поддержки около 20 миллиардов рублей. Ее еще надо наращивать, пока наши расходы в сопоставимых размерах значительно меньше, чем во многих странах. Но даже такими мерами господдержки невозможно дойти до каждого предприятия, все равно ее сможет получить только небольшая часть предпринимателей. Поэтому речь надо вести о системных шагах - снижении административных барьеров и налогового бремени.

РГ: Много вопросов по поводу системы госзакупок. Как она все-таки будет меняться? Министерство по-прежнему настаивает на радикальных изменениях в 94-ФЗ?

Набиуллина: Я считаю, в свое время этот закон сыграл некую регламентирующую роль. В нем есть один очень положительный элемент - прозрачность размещения закупок. Минэкономразвития создало сайт zakupki.gov.ru, на который сейчас так активно реагирует и общественность, и блогеры.

В то же время прозрачность надо распространять не только на стадию размещения закупок, но и их планирования, исполнения. Именно такой подход предусматривает федеральная контрактная система, на внедрении которой настаивает наше министерство. Параллельно мы предлагаем избавляться от всех негативных моментов, присутствующих в законе.

Что, прежде всего, имеется в виду? Во-первых, законом установлены формальные жесткие требования к способам размещения закупок, но одновременно с заказчика снята ответственность за качество закупаемой продукции, за результаты закупок в целом. И такую систему надо менять.

Во-вторых, 94-ФЗ лишил заказчика гибкости, не дал ему инструментов, позволяющих выбрать хорошую продукцию. Сегодня даже в таких отраслях, как наука, образование, культура и здравоохранение, предприятия вынуждены применять очень примитивные способы закупок. Поэтому перечень применяемых инструментов должен быть расширен, введены разные механизмы закупок для разных типов товаров. Нужен механизм предварительной квалификации исполнителя, если речь идет о наукоемких и технологически сложных видах работ. При этом механизм должен быть четко регламентирован и не допускать произвола заказчика. Закон должен стать основой для развития конкуренции и понятным для тех, кто его применяет. Вокруг этого и строится сейчас основная работа по совершенствованию системы госзакупок.

РГ: Но ваши оппоненты из Федеральной антимонопольной службы настаивают, что достаточно внести небольшие изменения в 94-ФЗ, а радикально систему в целом перекраивать не надо...

Набиуллина: Я уже неоднократно говорила, что косметическими мерами здесь не обойтись. Надо признать, что система госзакупок у нас больна. Те десятки тысяч жалоб, которые рассматривает Федеральная антимонопольная служба - один из показателей ее нездоровья. Так что нужно менять закон и вводить федеральную контрактную систему.

РГ: В этом году предстоит продать много государственного имущества, но многие задаются вопросом: почему его предполагается реализовывать за пределами страны?

Набиуллина: Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы как можно больше размещений состоялось в России. Я считаю, надо максимально использовать программу приватизации для того, чтобы развивать отечественный рынок капитала, для создания международного финансового центра. Но при этом нельзя не учитывать и интересы компаний, которые должны получить средства на свое развитие. Это тоже очень важно. И если инвесторы не идут пока на российский рынок, мы не исключаем, что какую-то часть пакетов можно разместить за рубежом. Есть вариант одновременного размещения акций и на иностранных, и на российских площадках, привлечения разных групп инвесторов. Так, кстати, и поступает большинство крупных компаний. Всю процедуру приватизации мы хотим сделать максимально прозрачной, и поэтому пригласили инвестиционных консультантов из числа ведущих инвестбанков. Они уже отобраны, со списком можно ознакомиться на сайте минэкономразвития.

РГ: Одно время была идея чуть ли не поголовного закрытия всех ГУПов. Что с этими планами?

Набиуллина: Закрывать все ГУПы, наверное, не стоит. Нужно сокращать их количество. Значительная доля ГУПов уже прошла через приватизацию, большое количество планируется приватизировать в рамках новой трехлетней программы.

Сам институт хозяйственного ведения, когда предприятие использует имущество, которое не является его собственностью, а собственник не может "забрать" это имущество у предприятия, даже если оно использует его с нарушением или не по назначению, по-моему, ущербный для собственника. Поэтому в отношении ГУПов, которые пока остаются в госсобственности, мы вводим новые механизмы контроля и планирования, например, обязываем иметь средне- и долгосрочные стратегии развития и принимаемые в соответствии с ними программы деятельности. А также ужесточаем процедуры контроля за совершением сделок.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:


Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

5905


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Полезное
ФЗ N135 Об оцен. деят-сти
ФСО I Структура ФСО
ФСО II Виды стоимости
ФСО III Процесс оценки
ФСО IV Задание на оценку
ФСО V Подходы и методы
ФСО VI Отчет об оценке
ФСО N5 экспертиза отчетов
ФСО N7 Оценка недвижимости
ФСО N8 Оценка бизнеса
ФСО N9 Оценка для залога
ФСО N10 Оценка машин
ФСО XI Оценка ИС и НМА
Земельный кодекс РФ
Индикаторы
Курсы валютс 22/04с 23/04
USD ЦБ93,4409 93,25190
EURO ЦБ99,5797 99,36480
Индекс стоимости жилья
2741 $/кв.м.   Данные IRN.ru

Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 47349-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 45484-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 44016-ИФ/09
Индексы ПИР IV кв.2020
Индексы СМР (VI)
Индексы СМР III кв.2020 (V)
Индексы СМР III кв.2020 (IV)
Индексы СМР III кв.2020 (III)
Индексы СМР III кв.2020 (II)
Индексы СМР III кв.2020 (I)
Индексы СМР, индексы изменения ПИР с 1998
Рекомендуем
Онлайн оценка квартиры
Онлайн-оценка автомобиля
Калькулятор физического износа
ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р)
Наши партнеры
Лист рассылки
Подписка на лист рассылки Оценщик.ру: Новости из мира оценки и нашего сервера
Вакансии
Компании ООО Оптимал Групп требуется Помощник оценщика
Поиск по сайту
Аплайн оценка

Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Методики | Словарь | Обзоры | СРО
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Частный бухгалтер
Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно