Оценщик.ру Добавить в избранное
Сделать стартовой
 
Оценщик.ру
  Новости

События

Форум

Поиск по сайту

Контакты | Реклама
Работа
  Поиск

Вакансии

Резюме

Добавить резюме

Добавить вакансию
Оценка
  Методики

Отчеты об оценке

Обзоры, аналитика

Справочники и нормативы

Словарь оценщика

Курсы оценщиков

СРО Оценщиков
Оценка для опеки
Интерактив
  Кадастровая оценка
Интервью
Статьи
Рейтинги
Вопрос-ответ
Авторы на Оценщик.ру
Проекты Отдела оценки Росимущества

Конкурсы, тендеры
Экспертиза
 Рабочая группа по экспертизе отчетов об оценке

Рекомендуем оценочную компанию:



Экспертиза отчетов об оценке

Оставить комментарий | Читать комментарии

ПРОТОКОЛ
заседания рабочей группы по разработке Методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке

№ 6 от «03» февраля 2011 г.

  ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ А.В. Каминский
  ПРИСУТСТВОВАЛИ:  
1. Отдел управления и контроля за обеспечением кредитов ЗАО «Райффайзенбанк» Ю.В. Асланова
2. Член совета РОО, Председатель СПб РО РОО, Директор Межотраслевой институт повышения квалификации ГОУ СПГПУ Н.А. Бухарин
3. Генеральный директор ООО «НОРМАТИВ», член Совета НП оценщиков «Экспертный совет» ВВ. Бояров
4. Контрольный комитет города Москвы Л. А. Буравцев
5. Председатель экспертного совета НП «ОПЭО», генеральный директор ЗАО «Финансовый консультант» М.В. Глебов
6. Директор ООО «Центр независимой оценки и экспертизы»

О.И. Грицкевич

7. Руководитель отдела оценки имущества ООО «Бейкер Тили Русаудит», редактор appraiser.ru Ю.Ю. Дерябин
8. Руководитель отдела корпоративного управления департамента  
  корпоративного управления ГК «Роснанотех» Я.А. Зуев
9. Генеральный директор ЗАО «Российская оценка», сопредседатель экспертного совета НП «НКСО» А.С. Иванов
10. Исполнительный директор НП оценщиков «Экспертный совет» М.О. Ильин
11. Вице-президент, заместитель председателя Экспертного совета НП «СРО АРМО», Вице-президент НП оценщиков «Экспертный совет» К.Е. Калинкина
12. Представитель ассоциации российских банков, ЗАО «Райффайзенбанк» В.И. Калугин
13. Президент НП оценщиков «Экспертный совет» А.В. Каминский
14. Руководитель отдела Департамента оценки ЗАО «Аудиторско-консультационная группа «Развитие Бизнес-систем» П.В. Карцев
15. Директор ООО «Интер-Стандарт», ПТ «Поволжский Центр Развития», Член Совета СРО НП оценщиков «Экспертный совет» СП. Кривозубов
16. Ведущий специалист Отдела оценки ОАО «Лукойл» М.Ю. Кузьмина
17. Юрисконсульт НП оценщиков «Экспертный совет» Е.В. Кузяева
18. Руководитель центра страхования ответственности  
  ОАО «Страховое общество «Якорь» В.В. Курганов
19. Первый вице-президент НП оценщиков «Экспертный совет», Председатель комитета НП СРО «АРМО», Председатель совета директоров МГК «Росразвитие» В.И. Лебединский

 

20. Член Экспертного совета НП «МСО» А. Л. Пантюхин
21. Начальник отдела по учебно-методической работе кафедры «Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения» ЦПП НОУ ВПО «МФПА» СВ. Плясова
22. Заместитель Председателя Экспертного совета, НП «СМАОс» Е.А. Семенова
23. Начальник отдела страхования банковских рисков ОАО «Газпромбанк» А.А. Суворов
24. Старший оценщик-методист ГУП «ГУИОН» (представитель от С.В. Грибовского) В.В. Цымбалов
  ЗАОЧНОЕ УЧАСТИЕ (ПИСЬМЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ЗАСЕДАНИЯ)  
25. Заместитель Председателя Экспертного совета НП СРО «СИБИРЬ» А.И. Боровская
26. Заместитель директора ООО «Сибирский оценщик», Председатель экспертного совета Новосибирского регионального отделения РОО, член экспертного совета РОО В.А. Вольнова
27. Научный руководитель ЗАО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» Л. А. Лейфер
28. Доцент кафедры «Оценочная деятельность» МФПА М.А. Шуклина
29. Член Президиума Экспертного Совета РОО С.Р. Эдомский
 

О разработке Федерального стандарта оценки «Виды и порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 431-ФЗ от 28.12.2010 г. в ФЗ № 135-ФЗ от 29.07.1998 г.

(Ю.В. Асланова, Н.А. Бухарин, В.В. Бояров, Л.А. Буравцев, М.В. Глебов, О.И. Грицкевич,
Ю.Ю. Дерябин, Я.А. Зуев, А.С. Иванов, М.О. Ильин, К.Е. Калинкина, В.И. Калугин,
А.В. Каминский, П.В. Карцев, С.П. Кривозубов, М.Ю. Кузьмина, Е.В. Кузяева,
В.В. Курганов, В.И. Лебединский, А.Л. Пантюхин, С.В. Плясовам, Е.А. Семенова,
А.А. Суворов, В.В. Цымбалов)

На заседании рассмотрены следующие вопросы

1. Обзор изменений, внесенных Федеральным законом № 431-ФЗ от 28.12.2010 в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

2. Предложения по доработке проекта Федерального стандарта оценки «Виды и порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)».

3. Обсуждение проекта Федерального стандарта оценки (предполагаемые разработчики: СРОО РОО и НП «Кадастр-оценка»).

4. Разное.

Результаты заседания

1. Заседание на правах Председателя открыл А.В. Каминский, проинформировавший членов Рабочей группы об изменениях, внесенных Федеральным законом № 431-ФЗ от 28.12.2010 г. в ФЗ № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. в части экспертизы отчетов об оценки.

2. По результатам обсуждения второго вопроса повестки дня участники заседания Рабочей группы приняли следующие решения: 2.1 Согласились с тем, что положения Федерального закона от 28.12.2010 № 431-ФЗ устанавливают 2 вида экспертизы:

а) Экспертиза отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности СРОО. Данный вид экспертизы в обязательном порядке включает проверку отчета об оценке на наличие нарушений, оказывающих существенное влияние на итоговую величину стоимости объекта оценки, указанную в отчете об оценке.

б) Экспертиза отчета об оценке на подтверждение стоимости. Данный вид экспертизы заключается в проверке отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, в рамках которой эксперт СРОО может проводить мероприятия, необходимые для подтверждения итоговой величины стоимости объекта оценки, в том числе, устанавливать количественные и качественные характеристики объекта оценки, осуществлять проверку достаточности и достоверности информации в отчете об оценке, проводить альтернативные расчеты стоимости объекта оценки.

2.2 Согласились с тем, что формулировка определения экспертизы отчета об оценке, установленная Федеральным законом от 28.12.2010 № 431-ФЗ, допускает введение еще одного вида экспертизы, соответствующего проверке отчета об оценке на предмет соблюдения общих требований к отчету об оценке, указанных в ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ и п. 3.5 приказа Минэкономразвития России № 303.

2.3 Согласились с тем, что в рамках экспертизы отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности экспертом СРОО может быть сделан вывод о рекомендации итоговой величины стоимости объекта оценки для целей совершения сделки.

2.4 Согласились включить в проект ФСО № 5 положение о том, что действие данного документа не распространяется на экспертизу отчетов об определении кадастровой стоимости.

2.5 Приняли за основу проект ФСО № 5, подготовленный Рабочей группой, и согласились рассмотреть возможность его доработки с учетом конструктивных положений (при наличии) проекта стандарта, предложенного СРОО РОО и СРОО Кадастр-оценка. Предложить авторам данного проекта войти в состав Рабочей группы.

2.6 По результатам заседания члены Рабочей группы готовят свои замечания и предложения к проекту ФСО № 5, дорабатывают ранее представленные предложения (Приложение № 1) и направляют их руководителю Рабочей группы К.Е. Калинкиной в срок до 08.02.2011.

3. По третьему вопросу выступил В.И. Лебединский с кратким обзором проекта Федерального стандарта оценки, предложенного СРОО РОО и НП «Кадастр-оценка». Были отмечены следующие существенные факты.

  • 11 из 23 пунктов проекта СРОО РОО и НП «Кадастр-оценка» являются цитатами из законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
  • Значительная часть проекта СРОО РОО и НП «Кадастр-оценка» состоит из фрагментов, заимствованных из неактуальных версий проекта Федерального стандарта оценки «Виды и порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», разрабатываемого Рабочей группой;
  • содержание проекта СРОО РОО и НП «Кадастр-оценка» вводит в заблуждение и не конкретизирует положения законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

4. Участники Рабочей группы согласились с предложением провести следующее заседание Рабочей группы 10.02.2011 для рассмотрения предложений членов Рабочей группы по доработке проекта ФСО № 5 с учетом решений, принятых 03.02.2011 Рабочей группой.  
  Председатель заседания
А.В. Каминский

Приложение №1 Письменные позиции участников Рабочей группы к заседанию от 03.02.2011 г.

№ п. п. Формулировка, предложенная в Проекте Ф.И.О. Предлагаемая формулировка Комментарии
ОБЩИЕ ОТЗЫВЫ НА ДОКУМЕНТ

С.Р. Эдомский

Уважаемые коллеги! Ознакомившись с текстом Проекта (6 редакция) ФСО № 5 , выражаю принципиальное согласие с данным документом. В рамках существующего правового поля (с учетом последних изменений ФЗ-135), считаю разумным остановиться на видах экспертиз, нашедших отражение в указанном документе.

Л.А. Лейфер

По моему мнению Проект нуждается в уточнении и доработке по следующим направлениям:
Виды экспертизы, принципы экспертизы, классификация нарушений и др. должны быть приведены в соответствие с Законом об оценочной деятельности с последними изменениями, согласно которому экспертиза направлена на проверку:
Соответствия требованиям законодательства и стандартов,
Соответствия требованиям правил оценочной деятельности,
Подтверждения итоговой стоимости, определенной в отчете.
Данный ФСО должен быть документом, конкретизирующим и разъясняющим действия эксперта по проверке указанных позиций. В связи с этим считаю необходимым в ФСО четко и внятно ответить на вопросы:
1. Что такое «правила оценочной деятельности», как проверить соответствие требованиям этих правил. Следует сформулировать перечень этих правил, либо указать, что эти правила должны быть разработаны в стандартах СРО.
2. Как подтвердить (или опровергнуть) стоимость, приведенную в отчете? Возможны различные способы, например, указать на недостоверность исходных данных или ошибочность применяемых методов. Или может быть представить независимый расчет стоимости. Это очень важно четко прописать. Следует иметь в виду, что все недосказанности и неопределенности в данном ФСО будут трактоваться экспертами не в пользу оценщиков.
3. И, наконец, принципиальный вопрос о неопределенности и точности оценок. Этот вопрос уже вышел за рамки теоретических дискуссий. Как известно, первые попытки регламентировать эти вопросы уже имеются в рамках международных стандартов. Для нас этот вопрос приобретает особо важное значение потому, что отрицательное экспертное заключение в части подтверждения стоимости может иметь серьезные последствия для оценщика. Поэтому его имущественную ответственность следует связать с достижимой точностью результата оценки. В приведенных ниже предложениях я попытался внести поправки, приближающие ФСО к документу такого типа. Однако за краткостью времени внести все поправки и дополнения (которые мне представляются необходимыми) я не сумел. Если общая направленность моих предложений будет поддержана рабочей группой, я позже пришлю другие предложения по тексту Проекта ФСО.

I. Общие положения
1 п. 1. Настоящий федеральный стандарт <…> устанавливает принципы экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения. А.А. Суворов Настоящий федеральный стандарт оценки <…> устанавливает принципы экспертизы отчета об оценке и требования к экспертному заключению Фактически, какие-либо требования к порядку утверждения экспертного заключения в рассматриваемом проекте ФСО № 5 отсутствуют.
2 п. 2. Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению экспертами саморегулируемых организаций оценщиков (далее – СРОО) при экспертизе отчета об оценке, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной СРОО. А.А. Суворов Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при экспертизе отчетов об оценке Представляется целесообразным исключить избыточное дублирование в рамках ФСО № 5 положений ФЗ «Об оценочной деятельности».
II. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3 п. 3. Экспертиза отчета об оценке – действия эксперта или экспертов СРОО в целях проверки отчета об оценке, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной СРОО, в соответствии с видом экспертизы. А.А. Суворов Исключить Представляется целесообразным исключить избыточное дублирование в рамках ФСО № 5 положений ФЗ «Об оценочной деятельности».
4 п. 5. Замечание – это фрагмент экспертного заключения, представляющий собой аргументированные указания на нарушения законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и(или) стандартов и правил оценочной деятельности СРОО, содержащиеся в отчете об оценке. М.А. Шуклина Замечание – это аргументированные указания в экспертном заключении на нарушения законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности СРОО, содержащиеся в отчете об оценке. Некорректно указывать, что аргументированное указание является фрагментом. Фрагме нт (лат. fragmentum — обломок, кусок, осколок) — какая-либо часть целого. http://ru.wikipedia.org/wiki
5 п. 7. Существенные нарушения – нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, устранение которых приведет или может привести к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки, в том числе: отсутствие необходимой информации, арифметические, логические и методологические ошибки, противоречия, введение в заблуждение относительно основных ценообразующих параметров объекта оценки, ошибочные допущения, на которых основывается оценка. М.А. Шуклина Существенные нарушения – нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и Федеральных стандартов, устранение которых приведет или может привести к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки, в том числе:
а) отсутствие необходимой информации,
б) точное описание объекта оценки;
в) дата проведения оценки (дата определения стоимости) объекта оценки;
г) цели и задачи проведения оценки объекта оценки;
д) количественные и качественные характеристики объекта оценки;
е) последовательность определения стоимости объекта оценки;
ж) арифметические, логические и методологические ошибки,
з) введение в заблуждение относительно основных ценообразующих параметров объекта оценки,
и) ошибочные допущения, на которых основывается оценка.
Ошибки в описании объекта оценки , неверная формулировка цели и задачи оценки, отсутствие количественных и качественных характеристик объекта оценки и даты проведения оценки, а также последовательность определения стоимости следует отнести к существенным нарушениям требований законодательства, а вот противоречия можно объединить с ошибочными допущениями. Кстати, арифметических, логических нарушений нет в ФЗ, а пишем нарушения требований законодательства, следовательно разумно добавить и Федеральных стандартов
6 п. 7. Существенные нарушения – нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, устранение которых приведет или может привести к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки, в том числе: отсутствие необходимой информации, арифметические, логические и методологические ошибки, противоречия, введение в заблуждение относительно основных ценообразующих параметров объекта оценки, ошибочные допущения, на которых основывается оценка В.И. Калугин Существенные нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности – нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, устранение которых приведет или может привести к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки, в том числе: отсутствие необходимой информации, арифметические, логические и методологические ошибки, противоречия, введение в заблуждение относительно основных ценообразующих параметров объекта оценки, ошибочные допущения, на которых основывается оценка  
7 п. 7. Существенные нарушения – нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, устранение которых приведет или может привести к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки А.И. Боровская Существенные нарушения – нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, устранение которых приведет или может привести к существенному изменению итоговой величины стоимости (например, более чем на 20%) объекта оценки «существенные нарушения» - понятие весьма растяжимое, и в каждом конкретном случае эксперту придется доказывать, что нарушения существенные – каким образом?
8 п. 8. Нарушения общих требований - нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в части отсутствия в отчете об оценке следующих сведений:
а) дата проведения оценки (дата определения стоимости) объекта оценки;
б) цели и задачи проведения оценки объекта оценки;
в) дата составления и порядковый номер отчета об оценке;
г) основания для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
д) место нахождения оценщика и наличие у него основания для осуществления оценочной деятельности;
е) точное описание объекта оценки;
ж) информация об использованных стандартах оценки;
з) перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения;
и) перечень документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные
М.А. Шуклина Нарушения общих требований - нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в части отсутствия в отчете об оценке следующих сведений: а) дата составления и порядковый номер отчета об оценке;
б) основания для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
в) место нахождения оценщика и наличие у него основания для осуществления оценочной деятельности;
г) информация об использованных стандартах оценки;
д) перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения;
е) перечень документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки;
ж) итоговой величины стоимости и ограничения и пределы применения
К общим нарушениям требований ФЗ Российской Федерации об оценочной деятельности следует оставить только нижеперечисленные, либо вообще убрать, так как их обязательно надо указывать в соответствии с ФЗ и ФСО
  характеристики объекта оценки; к) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; л) последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата.   полученного результата и иные нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.  
9 п. 8. Нарушения общих требований - нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в части отсутствия в отчете об оценке следующих сведений В.И. Калугин Нарушения общих требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности - нарушения В п. 9.1 раздела II используется понятие, которое не определено (экспертиза на соответствие общим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности) Предлагается это устранить. Аналогичные изменения этих терминов внести по всему тексту отсутствия в отчете об оценке следующих сведений
10 п. 8. Нарушения общих требований - нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в части наличия (требования предполагают наличие, а не отсутствие) в отчете об оценке следующих сведений: <…> А.А. Суворов 8. Нарушение общих требований – нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности общих требований к содержанию отчета об оценке объекта оценки. Представляется целесообразным исключить избыточное дублирование в рамках ФСО № 5 положений ФЗ «Об оценочной деятельности».
11   В.И. Калугин Требования законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности – положения федеральных законов и федеральных стандартов оценки, относящиеся к оценочной деятельности Предлагается ввести дополнительное определение для достижения однозначности трактовки текста
12   Л. А. Лейфер Достоверность величины стоимости объекта оценки - свойство оценки, отражающее факт, что оценка была осуществлена без нарушений, которые повлияли или могли повлиять на результат (существенных нарушений методологического характера), и (или) характеризующееся неопределенностью оценки, значительно превышающей разумные пределы. Подтверждение стоимости возможно только при условии признания достоверности итоговой оценки, полученной в отчете. Поэтому этот термин нуждается в однозначном толковании.
13   Л. А. Лейфер Неопределенность оценки – характеристика качества оценки, показывающая, насколько стоимость оценки может отличаться от полученной в отчете, обусловлена статистической природой рынка и другими объективными факторами. Числено может быть указана в виде диапазона (интервала неопределенности), в котором оценщик может гарантировать с высокой степенью вероятности нахождение фактической стоимости. Понятие «неопределенность» используется в международных стандартах. Важнейшая характеристика оценки, необходимая для принятия эффективных решений лицом, пользующимся оценкой. Характеристика позволяет указать границы ответственности оценщика. В изложенном виде определение не совершено и нуждается в последующем уточнении и может быть развитии. (Я готов это сделать)
III. ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ
14 п. 9. Существуют следующие виды экспертизы отчета об оценке: 9.1экспертиза на соответствие общим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; 9.2экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО; 9.3экспертиза на подтверждение итоговой величины стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке. М.А. Шуклина 9.Существуют следующие виды экспертизы отчета об оценке: 9.1экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. 9.2. экспертиза на подтверждение итоговой величины стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке. ФЗ об оценочной деятельности установил виды экспертизы и им необходимо руководствоваться. Не надо вводить в заблуждение ни оценщиков, ни суды в отношении каких-то общих требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и просто требований. Закон есть закон!
15 п. 9. Существуют следующие виды экспертизы отчета об оценке: 9.1.экспертиза на соответствие общим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; 9.2.экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО; 9.3.экспертиза на подтверждение итоговой величины стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке Л. А. Лейфер 9.1. Для проверки соответствия требованиям Закона (ст. 11), Федерального стандарт№3 и стандартов СРО используются следующие виды экспертиз: ………………………….
9.1. Для проверки соответствия требованиям Закона (ст. 11), Федерального стандарт№3 и стандартов СРО и правил  оценочной деятельности используются следующие виды
экспертиз: ………………………………
9.2. Для подтверждения оценки, полученной в отчете, используются следующие виды экспертиз: ……………
В изложенном виде виды экспертиз не увязаны с Законом в новой редакции. Виды экспертизы должны разделяться по правилам проведения, требованиям к информации, необходимости осмотра объекта и т. д. в рамках тех целей, которые оговорены в Законе.
16 п. 9.1. экспертиза на соответствие общим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности В А. Вольнова исключить Для приведение в соответствие со статьей 17.1. Экспертиза отчета ФЗ-431 (предполагается только 2 тип экспертиз)
17 п. 9.3. экспертиза на подтверждение итоговой величины стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке. А.А. Суворов Требует дополнительного обсуждения С учетом предусмотренного п. 21 ФСО № 5 отказа от возможности проведения повторной оценки представляется неоднозначным статус данного вида экспертизы
18 п. 11. Экспертиза отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО включает проверку отчета об оценке на предмет наличия в нем существенных нарушений и нарушений общих требований В.И. Калугин 11. Экспертиза отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО включает проверку отчета об оценке на предмет наличия в нем существенных нарушений и нарушений общих требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также положений стандартов и правил оценочной деятельности СРОО В исходной редакции есть противоречие. Термины «существенные нарушения» и «нарушения общих требований» относятся только к нарушениям требований законодательства РФ и не включают нарушения стандартов и правил СРОО. Предлагается это устранить
19 11.Экспертиза отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО включает проверку отчета об оценке на предмет наличия в нем существенных нарушений и нарушений общих требований. 12.Экспертиза на подтверждение итоговой величины стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке включает экспертизу отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО, а также оценку достоверности итоговой величины стоимости объекта оценки. Боровская А.И. 11.Экспертиза отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО включает проверку отчета об оценке на предмет наличия в нем существенных нарушений и нарушений общих требований. Экспертиза отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО включает проверку отчета об оценке на предмет наличия в нем существенных нарушений и нарушений общих требований, в т.ч. методологических, арифметических и т.п. ошибок, что неизбежно обеспечивает проверку достоверности итоговой величины стоимости.
IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ
20 п. 14. Экспертиза отчета об оценке проводится по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации и внутренними документами СРОО. М.А. Шуклина Экспертиза отчета об оценке проводится по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Либо эти основания следует прописать в Федеральных стандартах – едиными. В противном случае чуть ли не каждый отчет об оценке будет подвергаться экспертизе.
21 п. 14. Экспертиза отчета об оценке проводится по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации и внутренними документами СРОО. А.А. Суворов 14. Экспертиза отчета об оценке проводится по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации и внутренними документами СРОО. При этом внутренние документы СРОО должны предусматривать проведение экспертизы на основании договора с заказчиком оценки (потенциальным пользователем отчета об оценке). Дополнительно представляется целесообразным отнести данный пункт к разделу «Принципы экспертизы» В противном случае может быть существенно ограничено право заинтересованных лиц на проведение экспертизы отчета об оценке.
22 п. 17. Экспертиза отчета об оценке включает следующие этапы. а) Заключение договора на проведение экспертизы или наступление иных оснований для проведения экспертизы отчета об оценке, установленных законодательством Российской Федерации. В договоре на проведение экспертизы указывается, в том числе вид экспертизы, а также допущения и ограничения, на основании которых должна проводиться экспертиза отчета об оценке. б) Назначение эксперта(ов) СРОО,
осуществляющего(их) экспертизу отчета об оценке; в) Проведение экспертизы отчета об оценке в соответствии с видом экспертизы, указанным
в договоре на проведение экспертизы, и составление экспертного заключения на отчет об оценке. г) Утверждение экспертного заключения на отчет об оценке.
М.А. Шуклина 17. Порядок проведения экспертизы и утверждения экспертного заключения включает следующие этапы. а) Заключение договора на проведение экспертизы или наступление иных оснований для проведения экспертизы отчета об оценке, установленных законодательством Российской Федерации. В договоре на проведение экспертизы указывается, в том числе вид экспертизы, а также допущения и ограничения, на основании которых должна проводиться экспертиза отчета об оценке. б) Назначение эксперта(ов) СРОО, осуществляющего(их) экспертизу отчета об оценке. в) Проведение экспертизы отчета об оценке в соответствии с видом экспертизы, указанным в договоре на проведение экспертизы, и составление экспертного заключения на отчет об оценке. г) Утверждение экспертного заключения на отчет об оценке. В соответствии со тс.17 ФЗ под экспертизой отчета понимаются действия эксперта ….., каким образом будет выполнен пункт а) кто будет заключать договор и как будет выполнен пункт б), что сам эксперт себя назначит… Статья 17.1 указывает, что федеральными стандартами устанавливаются порядок проведения экспертизы и требования к экспертному заключению и порядку его утверждения В форме какого документа будет проходить утверждение экспертного заключения и кто будет заключать договор?????
23 п. 17 (а). Заключение договора на проведение экспертизы или наступление иных оснований для проведения экспертизы отчета об оценке, установленных законодательством Российской Федерации. В договоре на проведение экспертизы указывается, в том числе вид экспертизы, а также допущения и ограничения, на основании которых должна проводиться экспертиза отчета об оценке. А.А. Суворов 17. а) Заключение договора на проведение экспертизы или наступление иных оснований для проведения экспертизы отчета об оценке, установленных законодательством Российской Федерации. Предоставление возможности определять дополнительные допущения и ограничения представляется нецелесообразным, так как это позволяет фактически нивелировать различия в видах экспертизы.
24 п. 17 (в). Проведение экспертизы отчета об оценке в соответствии с видом экспертизы, указанным в договоре на проведение экспертизы, и составление экспертного заключения на отчет об оценке. А.А. Суворов 17. г) Проведение экспертизы отчета об оценке в соответствии с видом экспертизы, предусмотренным основанием для проведения экспертизы. Договор является не единственным основанием для проведения экспертизы.
25   А.А. Суворов   Порядок проведения экспертизы должен определяться с учетом принципов экспертизы
26 п. 15. При экспертизе отчета об оценке могут привлекаться консультанты из числа профильных специалистов, не являющихся экспертами СРОО. п. 16. Назначение эксперта(ов) СРОО, осуществляющего(их) экспертизу отчета об оценке, проводится в порядке, установленном внутренними документами данной СРОО. п. 17. Экспертиза отчета об оценке включает следующие этапы <…> А.А. Суворов 15. Экспертиза отчета об оценке включает следующие этапы <…> 16. Назначение эксперта(ов) СРОО, осуществляющего(их) экспертизу отчета об оценке, проводится в порядке, установленном внутренними документами данной СРОО. П. 16 целесообразно отнести к разделу «Принципы экспертизы» Назначение эксперта является лишь вторым этапом процесса экспертизы
27   А.А. Суворов 17. в) Заключение договоров с консультантами из числа профильных специалистов, не являющихся экспертами СРОО (при необходимости) Предоставление возможности определять дополнительные допущения и ограничения представляется нецелесообразным, так как это позволяет фактически нивелировать различия в видах экспертизы.
V. ПРИНЦИПЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
28 п. 18. Наличие выявленных нарушений в отчете об оценке, а также выводы о достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки должны быть доказаны в соответствии с требованиями обоснованности, достаточности, достоверности и существенности. М.А. Шуклина 18.Наличие выявленных нарушений в отчете об оценке, а также выводы о достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки должны быть доказаны в соответствии с принципами существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. В соответствии с ФСО-3 при составлении отчета оценщик должен придерживаться определенных принципов, а именно существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Эти принципы идут в определенной последовательности , поэтому не надо вводить оценщиков в заблуждение ( они должны эти принципы соблюдать и не более того.) В проекте же вместо принципов вводится термин – «требования» и при этом теряется принцип однозначности, а принцип проверяемости меняется на достоверность или как?
29 п. 18. Наличие выявленных нарушений в отчете об оценке, а также выводы о достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки должны быть доказаны в соответствии с требованиями обоснованности, достаточности, достоверности и существенности. Л. А. Лейфер 18.1 Наличие Нарушений общих требований, установленных Законом (ст.11), и ФСО №3, Стандартов СРО, должно быть подтверждено указанием конкретных позиций Закона и (или) стандартов, которые отсутствуют в отчете об оценке. Может быть изложено в табличной форме. 18.2 Наличие Нарушений правил оценочной деятельности должно быть подтверждено указанием конкретных правил, которые нарушены. При этом эксперт должен указать, в чем состоит нарушение правил, и привести убедительные и обоснованные доказательства, что нарушение действительно имеет место. Может быть изложено в табличной форме. 18.3. Наличие существенных нарушений методологического характера и вытекающие отсюда выводы недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки должны быть доказаны. При этом существенность нарушения должна быть обоснована указанием на то, к каким изменениям результата оценки привели или могут привести выявленные нарушения. Выводы о достоверности… в соответствии ….с требованиями достоверности – тавтология. Вообще, очень важный пункт, нуждается в разъяснении по каждой позиции. Нарушения общих требований (в части отсутствия каких-либо сведений) легко проверяются и не требуют пояснения. Что касается выявления нарушений методологического характера, требуется предельное полное разъяснение, чтобы не сделать оценщика заложником личных (субъективных) представлений по спорным вопросам эксперта.
30 п. 18. Наличие выявленных нарушений в отчете об оценке, а также выводы о достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки должны быть доказаны в соответствии с требованиями обоснованности, достаточности, достоверности и существенности. А.А. Суворов 18. Вывод относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО и (или) достоверности итоговой величины стоимости объекта оценки должен быть доказан в соответствии с принципами обоснованности, достаточности, достоверности и существенности. Соответствующие принципы должны соблюдаться в отношении любых сформированных в процессе экспертизы выводов.
31 п. 19. При проведении экспертизы отчета об оценке не допускается использование информации, ставшей известной после даты оценки В.И. Калугин 19. При формулировании замечаний и выводов экспертизы отчета об оценке не допускается использование информации, ставшей известной после даты оценки. Информация, ставшая известной после даты оценки, которая может повлиять на результаты оценки, должна быть отражена в результирующей части экспертного заключения Предлагаемое изменение поможет исключить ситуацию, когда на дату экспертизы выводы отчета об оценке перестали быть актуальными, а эксперт вынужден дать положительное заключение и подтвердить выводы отчета.
32 п. 21. Экспертиза отчета об оценке не предполагает проведения повторной оценки. При проведении экспертизы отчета об оценке на подтверждение итоговой величины стоимости объекта оценки выводы о достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки не должны основываться на результатах альтернативной оценки объекта оценки. В.А. Вольнова дополнить: Заключение о достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки основывается на анализе рынка объекта оценки, приведенном в экспертируемом отчете, или проведенном экспертом самостоятельно с приложением соответствующих подтверждающих источников информации. Для понимания основания для признания достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости.
33 п. 21. Экспертиза отчета об оценке не предполагает проведения повторной оценки. При проведении экспертизы отчета об оценке на подтверждение итоговой величины стоимости объекта оценки выводы о достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки не должны основываться на результатах альтернативной оценки объекта оценки 22. Экспертиза отчета об оценке проводится на основе допущения, что описание характеристик объекта оценки в отчете об оценке достоверно. При экспертизе отчета об оценке не требуется А.А. Суворов 18. Экспертиза отчета об оценке может проводится на основе следующих допущений ограничений: экспертиза отчета об оценке проводится на основе допущения, что описание характеристик объекта оценки в отчете об оценке достоверно (осмотр объекта оценки не осуществляется); экспертиза отчета об оценке не предполагает проведения повторной оценки; в рамках экспертизы не проводилась юридическая экспертиза документов, Представляется целесообразным определить закрытый перечень допущений и ограничений, на основании которых может проводиться экспертиза отчета об оценке.
34 проведение осмотра объекта оценки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо договором на проведение экспертизы отчета об оценке.   Л. А. Лейфер   устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе, правоустанавливающих и правоподтверждающих документов; результаты экспертизы копии отчета об оценке достоверны при условии ее тождественности оригиналу отчета об оценке. Отрицательное экспертное заключение на отчет об оценке может быть дано, если эксперт выявил нарушения из числа указанных ниже: 1. Нарушения общих требований, установленных Законом (ст.11), и ФСО №3, Стандартов СРО. • Общие требования включают требования к содержанию отчета (Закон, ст. 11; ФСО №3, раздел3); • Требования к составлению отчета (ФСО№3, раздел2); • Требования к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки(ФСО№3, раздел3); • Требования к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов(ФСО№3, раздел4); • Другие требования к содержанию и оформлению отчета, установленные в Стандартах СРО.   2. Нарушение правил оценочной деятельности. Правила оценочной деятельности должны быть регламентированы в Стандартах СРО. 3. Существенные нарушения методологического характера, в том числе:   Использование некорректных и для данной ситуации методов · использование необоснованных методов; · использование недостоверных данных о · рынке; · использование поправочных коэффициентов и других параметров, не подтвержденных ссылками на источники или собственными исследованиями. · наличие математических ошибок в расчетах; · отсутствие или неполное описание принятых допущений; · •проведение расчетов с использованием допущений, не отвечающих реальному состоянию дел Данный пункт вводится как конкретизация ст. 17.1. Экспертиза отчета Закона об оценочной деятельности (в новой редакции).  
35   А.А. Суворов Уровень существенности определяется экспертом, проводящим экспертизу отчета об оценке. Необходимо для корректного описания принципа существенности (предусмотрен п. 18 ФСО № 5).
36 22. Экспертиза отчета об оценке проводится на основе допущения, что описание характеристик объекта оценки в отчете об оценке достоверно. При экспертизе отчета об оценке не требуется проведение осмотра объекта оценки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо договором на проведение экспертизы отчета об оценке. Боровская А.И. Экспертиза отчета об оценке проводится на основе допущения, что описание характеристик объекта оценки в отчете об оценке достоверно, если у Эксперта нет оснований предполагать иное. Ошибки оценки могут быть основаны на неверных результатах осмотра объекта оценки и недостоверном описании характеристик объекта оценки. (например, бывает, что описание характеристик ОО не соответствует приведенным в отчете фотографиям, как быть в таком случае эксперту – не обращать внимание?)
VI. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАМЕЧАНИЯМ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
37 п. 29. Замечания должны содержать указания на нарушение конкретных положений законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. А.А. Суворов Замечания должны содержать указания на нарушение конкретных положений законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности СРОО. С учетом п. 9.2. ФСО № 5
VII. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
38 п. 37. К сведениям об экспертах СРОО, проводивших экспертизу, относятся: ФИО; образование и квалификация в области оценочной деятельности; информация о членстве в экспертном совете СРОО; о страховании профессиональной ответственности эксперта СРОО (при наличии). М.А. Шуклина К сведениям об экспертах СРОО, проводивших экспертизу, относятся: Фамилия, имя, отчество; образование и квалификация в области оценочной деятельности; информация о членстве в экспертном совете саморегулируемой организации оценщиков; о страховании профессиональной ответственности эксперта саморегулируемой организации оценщиков; (при наличии). Требования о полном имени, фамилии и отчестве есть в ФСО к оценщикам, почему же об эксперте достаточно ФИО?
39 п. 44. В результирующей части экспертного заключения, подготовленного по результатам экспертизы на подтверждение итоговой величины стоимости объекта оценки, указывается однозначный вывод о том, что отчет об оценке соответствует или не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности СРОО, а также о достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке В.И. Калугин В результирующей части экспертного заключения, подготовленного по результатам экспертизы на подтверждение итоговой величины стоимости объекта оценки, указывается однозначный вывод о том, что отчет об оценке соответствует или не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности СРОО, а также о достоверности или недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке. В случае вывода о недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки должна быть указана точность определения итоговой величины стоимости Предлагаемое дополнение позволит формализовать понятие недостоверности полученной в отчете об оценке величины стоимости. Заключение эксперта о недостоверности стоимости объекта оценки должно выглядеть следующим образом (пример): «Вывод о стоимости объекта недостоверен при условии точности определения стоимости объекта 10%»
40 п. 45. В случае вывода о несоответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности СРОО в результирующей части экспертного заключения дополнительно приводится информация о существенности влияния выявленных нарушений на итоговую величину стоимости объекта оценки, либо информация о том, что выявленные нарушения не позволяют сделать вывод о существенности их влияния на итоговую величину стоимости объекта оценки В.И. Калугин В случае вывода о несоответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности СРОО в результирующей части экспертного заключения дополнительно приводится информация о существенности влияния выявленных нарушений на итоговую величину стоимости объекта оценки, либо информация о том, что выявленные нарушения не позволяют сделать вывод о существенности их влияния на итоговую величину стоимости объекта оценки. В случае вывода о существенности влияния выявленных нарушений на итоговую величину стоимости объекта оценки должна быть указана точность определения итоговой величины стоимости Предлагаемое дополнение позволит формализовать понятие существенности полученной в отчете об оценке величины стоимости. Заключение эксперта о существенности нарушений должно выглядеть следующим образом (пример): «Выявленные нарушения существенно влияют на итоговую величину стоимости объекта при условии точности определения стоимости объекта 10%»
41 п. 47. Экспертное заключение должно быть пронумеровано постранично или полистно, прошито и подписано экспертом или экспертами СРОО, проводившим(и) экспертизу отчета об оценке. М.А. Шуклина Экспертное заключение должно быть пронумеровано постранично или полистно, прошито и подписано экспертом или экспертами СРОО, проводившим(и) экспертизу отчета об оценке, скреплен печатью СРОО. Нельзя уходить от темы, кто будет подписывать договор ( кто будет выгодоприобретателем по договору), тот и должен ставить печать….. Подготовка экспертного заключения в форме электронного документа не предполагается?
42   М.В. Глебов В структуру Экспертного заключения необходимо добавить «Констатирующую часть» (после «Вводной), в которой приводится краткое описание объекта оценки, основных положений использованных Оценщиком, подходов и методов, с указанием результатов по подходам или причин отказа от конкретного подхода. Внесение данной нормы позволит сделать Экспертное заключение более понятным для его пользователя без рассмотрения материалов Отчета.
43   М.В. Глебов В проекте ФСО № 5 не указаны критерии, на основе которых эксперт формулирует результирующую часть Экспертного заключения для каждого из видов экспертиз, -наличие хотя бы одного нарушения общих требований/существенных нарушений/ отклонение результирующей стоимости от рыночного уровня более чем …% Внесение данной нормы позволит стандартизировать процесс принятия результирующего заключения об Отчете.
VIII. Требования к порядку утверждения экспертного заключения
44 Наименование раздела VIII: «Требования к порядку утверждения экспертного заключения» А.А. Суворов VIII. Порядок утверждения экспертного заключения Фактически, какие-либо требования к порядку утверждения экспертного заключения в рассматриваемом проекте ФСО отсутствуют.
45 Порядок утверждения экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами СРОО, устанавливается коллегиальным органом управления данной СРОО. М.А. Шуклина   Статья 17.1 указывает, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливается федеральным стандартом оценки и совершенно некорректно относить это в компетенцию СРОО… Порядок утверждения экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами СРОО необходимо прописать в ФСО
IX. ДРУГОЕ
46 Наименование раздела VI: «Требования к замечаниям экспертного заключения» М.А. Шуклина VI. Требования к экспертному заключению Статья 17.1 указывает, что федеральными стандартами устанавливаются порядок проведения экспертизы и требования к экспертному заключению и порядку его утверждения, а не к замечаниям экспертного заключения.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:


Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

5664


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Полезное
ФЗ N135 Об оцен. деят-сти
ФСО N1 общие понятия
ФСО N2 цели оценки
ФСО N3 требования к отчету
ФСО N4 кадастровая оценка
ФСО N5 экспертиза отчетов
ФСО N6 уровень знаний эксперта СРО
ФСО N7 Оценка недвижимости
ФСО N8 Оценка бизнеса
ФСО N9 Оценка для залога
ФСО N10 Оценка машин
ФСО N11 Оценка НМА
ФСО N12 Ликвидационная
ФСО N13 Инвестиционная
Земельный кодекс РФ
Индикаторы
Курсы валютс 23/07с 24/07
USD ЦБ58,9325 58,9325
EURO ЦБ68,6623 68,6623
Индекс стоимости жилья
2853 $/кв.м.   Данные IRN.ru

Индексы СМР на II кв. 2017
Письмо об индексах II кв. 2017
Индексы СМР на I кв. 2017
Об индексах СМР на II кв. 2017
Об индексах СМР на I кв. 2017
Рекомендуем
Онлайн оценка квартиры
Онлайн-оценка автомобиля
Калькулятор физического износа
ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р)
Наши партнеры
Лист рассылки
Подписка на лист рассылки Оценщик.ру: Новости из мира оценки и нашего сервера
Вакансии
Компании удаленно требуется эксперт оценщик
Поиск по сайту
ЛИГА СВОД

Аплайн оценка

Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Методики | Словарь | Обзоры | СРО
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Сметный портал
Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно
Скорость интернета | Советы Туристам
 Рейтинг@Mail.ru