Оставить комментарий | Читать комментарии [ Размер вознаграждения оценщика установлен в процентах от суммы, полученной от реализации имущества должника в рамках исполнительного производства ]
Консультация эксперта Счетной палаты РФ
Вопрос: Между службой судебных приставов и организацией заключен договор, в соответствии с которым организация должна провести оценку арестованного имущества. Соответствует ли закону условие данного договора о том, что размер вознаграждения оценщика установлен в процентах от суммы, полученной от реализации имущества должника в рамках исполнительного производства?
Ответ: По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем ч. 2 и 3 данной статьи установлены случаи, когда судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки.
Согласно ст. 116 Закона N 229-ФЗ расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные, в частности, на вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов.
Из данной нормы следует, что расходы на выплату вознаграждения оценщику также относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Согласно ст. 117 Закона N 229-ФЗ расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.
В случае прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п. п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 Закона N 229-ФЗ, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.
Договор на оценку арестованного имущества с учетом предусмотренных в нем обязательств по своей сути является договором возмездного оказания услуг, то есть гражданско-правовой сделкой.
В силу п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Исходя из существа регулируемых названной статьей обязательств отказ заказчика от оплаты оказанных ему исполнителем услуг при условии их надлежащего исполнения не допускается.
Таким образом, ни нормы ГК РФ, ни нормы Закона N 229-ФЗ не ставят оплату услуг специалиста-оценщика в зависимость от реализации имущества должника в рамках исполнительного производства.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 21.11.2006 N 10166/06, ФАС Поволжского округа от 29.10.2009 N А65-1340/2009, от 04.10.2007 N А57-7668/06-36-34, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2009 N Ф04-1079/2009(1177-А45-48)).
Несмотря на то что в приведенных Постановлениях суды руководствовались Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", который в настоящий момент утратил силу, данные выводы применимы в рассматриваемой ситуации.
Учитывая изложенное, установление размера вознаграждения оценщика в процентах от суммы, полученной от реализации имущества должника в рамках исполнительного производства, не соответствует закону.
А.В.Сергомасова Счетная палата Российской Федерации 19.05.2010
Поделиться ссылкой в социальных сетях:
Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 5875
|