Оценщик.ру Добавить в избранное
Сделать стартовой
 
Оценщик.ру
  Новости

События

Форум

Поиск по сайту

Контакты | Реклама
Работа
  Поиск

Вакансии

Резюме

Добавить резюме

Добавить вакансию
Оценка
  Методики

Отчеты об оценке

Обзоры, аналитика

Справочники и нормативы

Словарь оценщика

Курсы оценщиков

СРО Оценщиков
Оценка для опеки
Интерактив
  Кадастровая оценка
Интервью
Статьи
Рейтинги
Вопрос-ответ
Авторы на Оценщик.ру
Проекты Отдела оценки Росимущества

Конкурсы, тендеры
Экспертиза
 Рабочая группа по экспертизе отчетов об оценке

Рекомендуем оценочную компанию:



Методики

Оставить комментарий | Читать комментарии

Особенности переоценки транспортных средств

Авторы Матанцева О.Ю., Степанова И.С.

В соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н) и "Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств" (утверждены приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н) организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал.

В рамках предлагаемой методики при переоценке транспортного средства, если оно было приобретено предприятием в новом состоянии, необходимо определять его полную восстановительную и остаточную восстановительную стоимость, если транспортное средство было приобретено не новым (подержанным), тогда следует определять его восстановительную и остаточную восстановительную стоимость.

Это вызвано следующими обстоятельствами. В настоящее время вне зависимости от того, новым или подержанным было принято к бухгалтерскому учету транспортное средство, в случае проведения переоценки согласно действующим нормативным документам определяется его полная восстановительная стоимость. Это оправданно, если приобреталось и к бухгалтерскому учету принималось новое транспортное средство. Если автомобиль был приобретен и принят к бухгалтерскому учету не новым (т.е. имел определенный срок службы и пробег, что очень часто происходит на практике), то во избежание искажения следует базироваться на стоимости такого же транспортного средства (с таким же сроком службы и пробегом, что и в момент принятия к бухгалтерскому учету), но действующую на дату переоценки.

Исходя из этого предлагаются следующие определения:

Восстановительная стоимость ТС - это стоимость транспортного средства на дату оценки в месте оценки, идентичного или аналогичного оцениваемому, с пробегом и сроком службы с начала эксплуатации, равными пробегу и сроку службы с начала эксплуатации на дату приобретения оцениваемого транспортного средства.

Полная восстановительная стоимость ТС - это стоимость нового транспортного средства на дату оценки в месте оценки, идентичного или аналогичного оцениваемому транспортному средству. Определяется как стоимость воспроизводства или стоимость замещения.

Стоимость воспроизводства ТС - это стоимость нового транспортного средства, идентичного оцениваемому транспортному средству, на дату оценки в месте оценки.

Стоимость замещения ТС - это стоимость нового транспортного средства - аналога оцениваемого транспортного средства (т.е. имеющего аналогичные функциональные, конструктивные и эксплуатационные характеристики), на дату оценки в месте оценки.

Остаточная восстановительная стоимость ТС - стоимость транспортного средства после переоценки с учетом начисленного износа (амортизации).

Числящаяся в бухгалтерском учете сумма износа подлежит индексации по коэффициенту пересчета равному индексу изменения стоимости транспортных средств при ее пересчете в восстановительную или полную восстановительную стоимость.

Остаточная восстановительная стоимость ТС представляет собой разницу между восстановительной (или полной восстановительной) стоимостью транспортного средства и накопленной проиндексированной суммой износа в организации, в которой оно числится на балансе.

При этом датой оценки считается дата, на которую проводится переоценка транспортных средств; местом оценки ТС - территория, где эксплуатируется оцениваемое транспортное средство.

Балансовая стоимость ТС - стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.

Первоначальная стоимость ТС (нового и бывшего в эксплуатации) - сумма фактических затрат организации на приобретение транспортного средства (за исключением НДС и других возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством). По первоначальной стоимости транспортное средство принимается к бухгалтерскому учету в организации.

Фактическими затратами на приобретение транспортных средств могут быть:

  • суммы, выплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением транспортных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины и иные платежи;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые при приобретении транспортных средств;
  • вознаграждения, оплачиваемые посреднической организации, через которую приобретено транспортное средство;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением транспортных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение транспортных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением транспортных средств.

Как следует из ПБУ 6/01 и Методических указаний, при переоценке основных средств используются два метода - индексный метод и метод прямого пересчета.

Метод, позволяющий определить восстановительную и полную восстановительную стоимость ТС, соответствующую рыночным ценам, называется методом прямого пересчета. Он наиболее приемлем для целей бухгалтерского учета.

Метод прямого пересчета - метод проведения переоценки основных средств, при котором их балансовая стоимость на дату оценки корректируется с учетом сложившихся в месте оценки на данные основные средства документально подтвержденных рыночных цен. При применении этого метода могут быть использованы:

  • данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
  • сведения об уровне цен, опубликованных в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

Согласно пункту 10 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг, сделок по идентичным товарам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, а также при невозможности определить соответствующие цены ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последствие реализованных покупателю) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Согласно ПБУ 6/01 с 1998 года проведение переоценки основных средств является правом предприятий.

До принятия решения о методе проведения переоценки ТС необходимо проверить, соответствует ли группировка основных средств (и в том числе ТС) на предприятии Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), введенному в действие с 1 января 1996 года. Если группировка основных средств не соответствует ОКОФ, то до начала переоценки бухгалтеру предприятия необходимо провести их перегруппировку.

При проведении переоценки методом прямого пересчета восстановительная стоимость ТС на дату оценки в месте оценки (Сп), должна соответствовать его рыночной стоимости на дату оценки в месте оценки.

Для определения Сп необходимо сформировать выборочную совокупность рыночных цен на ТС, идентичные или аналогичные оцениваемому ТС.

При этом следует указать на дату оценки в месте оценки рыночную стоимость точно такого же (идентичного) ТС - той же марки, модели, модификации - и с точно таким же сроком службы с начала эксплуатации и таким же пробегом с начала эксплуатации, что и оцениваемое ТС на дату его приобретения (дату постановки его на баланс). Причем пробег учитывается в том случае, если нет сомнений в его достоверности; при формировании выборки допускается отклонение по пробегу в пределах 10 тыс. км.

Базой сравнения для идентичного ТС служат:

  • марка, модель, модификация
  • срок службы с начала эксплуатации
  • пробег с начала эксплуатации (если его возможно достоверно установить).

Для определения Сп необходимо использовать однородную совокупность рыночных цен на идентичные оцениваемому ТС (на дату оценки в месте оценки):

Переоценка авто

где:
Переоценка авто - рыночная цена i-го идентичного оцениваемому ТС (его точной копии) на дату оценки в месте оценки, взятая из однородной совокупности рыночных цен, т.р.;
n - число взятых для сравнения идентичных ТС.

Требование однородности выборочной совокупности рыночных цен учитывается согласно формулам (7), (9). При этом срок службы с начала эксплуатации идентичного ТС должен полностью совпадать со сроком службы оцениваемого ТС на дату его приобретения (дату его принятия к бухгалтерскому учету); пробег в связи со сложностью в подборе значений выборки может отклоняться в пределах 10 тыс. км :

В нэ ид = В приобр оц , годы (2)

L нэ ид = L приобр оц ± 10 , тыс. км (3)

где:
В нэ ид - возраст с начала эксплуатации идентичного ТС, годы;
В приобр оц - возраст на дату приобретения оцениваемого ТС, годы;
L нэ ид - пробег с начала эксплуатации идентичного ТС, тыс. км;
L приобр оц - пробег на дату приобретения оцениваемого ТС, тыс. км.

Если на дату оценки в месте оценки невозможно найти ТС, идентичное оцениваемому, то необходимо использовать для расчетов рыночную цену функционального аналога.

Базой сравнения для функционального аналога служат:

  • срок службы с начала эксплуатации
  • пробег с начала эксплуатации (если его возможно достоверно установить)
  • тип кузова
  • целевое назначение
  • основной функциональный параметр (для легковых автомобилей - объем и мощность двигателя, грузовых - грузоподъемность, автобусов - пассажировместимость и т.д.)

Для определения Сп необходимо использовать однородную совокупность рыночных цен на функциональные аналоги оцениваемого ТС (на дату оценки в месте оценки):

Переоценка авто

где:
Ц" р ан i - рыночная цена i-го функционального аналога оцениваемого ТС на дату оценки в месте оценки, взятая из однородной совокупности рыночных цен, приведенная по комплектации к оцениваемому ТС, т.р.
n - число взятых для сравнения функциональных аналогов.

Требование однородности выборочной совокупности рыночных цен учитывается согласно формулам (8), (10).

Срок службы с начала эксплуатации функционального аналога на дату оценки в месте оценки должен полностью совпадать со сроком службы оцениваемого ТС на дату его приобретения (дату его принятия к бухгалтерскому учету); пробег в связи со сложностью в подборе значений выборки может отклоняться в пределах 10 тыс. км; т.е. должны соблюдаться условия (2), (3).

Если комплектация ТС - функционального аналога и оцениваемого ТС различаются, то их необходимо привести в соответствие:

Переоценка авто

где:
Ц' р ан i - рыночная цена i-го функционального аналога оцениваемого ТС исходной комплектации, взятая из однородной совокупности рыночных цен, т.р. Если комплектация функционального аналога и оцениваемого ТС совпадают, то Ц" р ан i = Ц' р ан i.
Скi- рыночная стоимость i-го комплектующего, который отсутствует/присутствует на функциональном аналоге, но присутствует/отсутствует на оцениваемом ТС, т.р.

Переоценка авто

где:
Цкj - рыночная цена j-го материала, комплектующего, т.р.;
m - количество комплектующих;
С уст j - стоимость установки j-го комплектующего на ТС, т.р.

Однородность совокупности определяется путем расчета коэффициента вариации, который не должен превышать 0,33. Чем меньше значение коэффициента вариации, тем однороднее выборочная совокупность. Рыночные цены, при которых коэффициент вариации превышает 0,33, необходимо удалить из выборки.

Коэффициент вариации рассчитывается:

Переоценка авто
Переоценка авто
Переоценка авто

Переоценка авто

где:
Цр идi, Цр анi - рыночная цена i-го ТС в выборочной совокупности рыночных цен на ТС, идентичные или аналогичные оцениваемому ТС, т.р
Цр ид, Цр ан - средняя рыночная цена в выборочной совокупности рыночных цен на ТС, идентичные или аналогичные оцениваемому ТС, т.р.

Определение методом прямого пересчета (Сп) переоборудованных ТС проводится раздельно для кузова и автомобиля-платформы; итоговый результат является суммой стоимости основного ТС и специального кузова.

Полная восстановительная стоимость ТС на дату оценки в месте оценки, определенная методом прямого пересчета (Спп), должна соответствовать его рыночной стоимости на дату оценки в месте оценки.

В случае, если на дату оценки в месте оценки на рынке имеется информация о рыночных ценах на ТС, идентичных оцениваемому, полная восстановительная стоимость оцениваемого ТС определяется как стоимость его воспроизводства (Св).

Идентичное ТС должно удовлетворять следующим требованиям:

  • марка, модель, модификация должны соответствовать оцениваемому ТС
  • дата выпуска должна соответствовать оцениваемому ТС
  • пробег с начала эксплуатации не должен превышать 300 км

Для определения Спп (Св) необходимо использовать однородную совокупность рыночных цен на идентичные оцениваемому ТС (на дату оценки в месте оценки):

Переоценка авто


где:
Ц' р ид i - рыночная цена i-го идентичного оцениваемому ТС (его точной копии) на дату оценки в месте оценки, взятая из однородной совокупности рыночных цен, т.р.;
n
- число взятых для сравнения идентичных ТС.

Требование однородности выборочной совокупности рыночных цен учитывается согласно формулам (7), (9).

Если на дату оценки в месте оценки невозможно найти ТС, идентичное оцениваемому, то необходимо полную восстановительную стоимость определять как стоимость замещения (Сзам), т.е. использовать для расчетов рыночную цену функционального аналога.

Базой сравнения для функционального аналога служат:

  • дата выпуска должна соответствовать оцениваемому ТС
  • пробег с начала эксплуатации не более 100 км
  • тип кузова
  • целевое назначение
  • основной функциональный параметр

Для определения Спп (Сзам) необходимо использовать однородную совокупность рыночных цен на функциональные аналоги оцениваемого ТС (на дату оценки в месте оценки):

Переоценка авто

где:
Ц" р ан i - рыночная цена i-го функционального аналога оцениваемого ТС на дату оценки в месте оценки, взятая из однородной совокупности рыночных цен, приведенная по комплектации к оцениваемому ТС, т.р.
n - число взятых для сравнения функциональных аналогов.

Требование однородности выборочной совокупности рыночных цен учитывается согласно формулам (8), (10).

Если комплектация функционального аналога и оцениваемого ТС различаются, то их необходимо привести в соответствие:

Переоценка авто

где:
Ц' р ан i - рыночная цена i-го функционального аналога оцениваемого ТС исходной комплектации, взятая из однородной совокупности рыночных цен, т.р. Если комплектация функционального аналога и оцениваемого ТС совпадают, то Ц" р ан i = Ц' р ан i.
Скi - рыночная стоимость i-го материала, комплектующего, которые отсутствуют/присутствуют на ТС-функциональном аналоге, но присутствуют/отсутствуют на оцениваемом ТС, т.р.

Переоценка авто

где:
Цкj - рыночная цена j-го комплектующего, т.р.;
m - количество комплектующих;
С уст j - стоимость установки j-го комплектующего на ТС, т.р.

Определение методом прямого пересчета (Спп) переоборудованных ТС проводится раздельно для кузова и автомобиля-платформы; итоговый результат является суммой стоимости основного ТС и специального кузова.

Согласно письму МНС России от 17 апреля 2000 года № ВГ-6-02/288 переоценка основных средств, осуществленная организациями в соответствии с ПБУ 6/01 и отраженная в бухгалтерской отчетности, учитывается при исчислении налога на имущество, а также налога на прибыль.

При проведении переоценки в некоторых случаях происходит завышение, а в других - занижение восстановительной стоимости основных фондов. Использование экспертных заключений - наиболее эффективный метод оценки.

Результаты оценки влияют на финансовую устойчивость предприятия во времени. С увеличением балансовой стоимости основных фондов улучшается структура капитала предприятия, и возрастает его инвестиционная привлекательность.

При переоценке основных средств методом прямого пересчета числящаяся в бухгалтерском учете сумма износа подлежит индексации по коэффициенту пересчета, исчисляемому соотношением восстановительной стоимости по состоянию на дату переоценки к балансовой стоимости.

Стоимость основных фондов и амортизационные отчисления оказывают существенное влияние не только на размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, но и определяют величину налога на имущество. Налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящихся на балансе плательщика налога. Налогооблагаемой базой является среднегодовая стоимость имущества. Для расчета среднегодовой стоимости имущества следует определить на начало и конец каждого квартала в отчетном периоде:

  1. остаточную стоимость основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также стоимость запасов и затрат, находящихся на балансе предприятия;
  2. стоимость имущества, связанного осуществлением совместной деятельности;
  3. стоимость имущества, исключаемого из налогооблагаемой базы в соответствии с законодательством;
  4. налогооблагаемую базу (п.1 + п. 2 - п. 3);
  5. среднегодовую стоимость необлагаемого налогом имущества за отчетный период;
  6. среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества за отчетный период.

Основой для расчета среднегодовой стоимости основных средств являются остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: 01 "Основные средства" (за минусом суммы износа). Основные средства указываются по остаточной стоимости.

Влияние изменения величины балансовой стоимости на приращение налога на имущество, амортизационных отчислений и налога на прибыль было рассмотрено при следующих допущениях:

  • рассмотрен отдельно взятый объект;
  • доходы и расходы за рассматриваемый период приняты постоянными;
  • применен линейный способ начисления амортизации;
  • остальные налоги, выплачиваемые из прибыли, неизменны;
  • первоначальная балансовая стоимость объекта равна единице;
  • расчеты проведены при пошаговом изменении балансовой стоимости от 1 до 9% в сторону как увеличения, так и уменьшения.

Исследования показали, что увеличение балансовой стоимости позволит предприятию накопить амортизационные отчисления на приобретение новых объектов основных фондов, причем рост амортизации будет сопровождаться снижением налога на прибыль в большей степени, чем возрастет налог на имущество, что приведет к суммарному большему финансовому выигрышу по налогам. Однако, как известно, амортизационные отчисления, входя в себестоимость, увеличивают стоимость конечной продукции или услуги, что также необходимо учитывать. При снижении балансовой стоимости в целом уменьшаются затраты предприятия на производство товара или услуги (за счет снижения амортизации), но возрастает налог на прибыль, часть от которого при этом погашается за счет снижения налога на имущество. Очевидно, что решение о целесообразности проведения переоценки для изменения балансовой стоимости должно приниматься руководителем предприятия исходя из поставленных целей и текущего финансового состояния. Для принятия наиболее выгодного решения нужно обращаться к экспертам, способным сделать предварительные расчеты налогов при изменении балансовой стоимости.

При отражении в бухгалтерском учете списания объектов основных средств, подвергшихся дооценке, суммы дооценки по ним списываются за счет добавочного капитала (в пределах имеющейся суммы).

При отражении результатов от реализации (прочего выбытия) основных средств и, в частности, транспортных средств, по которым производилась переоценка, не учитываются при определении прибыли суммы, списываемые со счета 87 "Добавочный капитал" на счет 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств".

В соответствии с Инструкцией МНС от 15 июня 2000 года № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденной приказом МНС 15.06.00 г. № БГ-3-02/231, зарегистрированном в Минюсте России 14.09.00 г. №2381, при определении прибыли от реализации основных фондов для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой в установленном порядке, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

По основным фондам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества.

Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Индекс инфляции применяется к остаточной стоимости основных фондов, определенной исходя из полной восстановительной стоимости или восстановительной стоимости и износа, начисленного от полной восстановительной или восстановительной стоимости соответственно на момент реализации.

В случае, если остаточная (первоначальная) стоимость основных фондов и иного имущества, скорректированная на индекс инфляции, равна продажной цене или превышает ее, прибыль предприятия для целей налогообложения уменьшается на сумму фактически полученной прибыли от реализации этих основных фондов и не увеличивается на сумму превышения остаточной (первоначальной) стоимости основных фондов, пересчитанной на индекс инфляции, над их продажной ценой.

Индекс инфляции не применяется при реализации основных фондов по цене, равной или ниже их остаточной (первоначальной) стоимости.

Матанцева О.Ю., к.т.н., Государственный НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ)

Ключевые слова: оценка автомобиля, переоценка, износ

Поделиться ссылкой в социальных сетях:


Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

6794


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Полезное
ФЗ N135 Об оцен. деят-сти
ФСО N1 общие понятия
ФСО N2 цели оценки
ФСО N3 требования к отчету
ФСО N4 кадастровая оценка
ФСО N5 экспертиза отчетов
ФСО N6 уровень знаний эксперта СРО
ФСО N7 Оценка недвижимости
ФСО N8 Оценка бизнеса
ФСО N9 Оценка для залога
ФСО N10 Оценка машин
ФСО N11 Оценка НМА
ФСО N12 Ликвидационная
ФСО N13 Инвестиционная
Земельный кодекс РФ
Индикаторы
Курсы валютс 18/06с 19/06
USD ЦБ62,6851 63,48381
EURO ЦБ72,5329 73,48251
Индекс стоимости жилья
2678 $/кв.м.   Данные IRN.ru

Индексы СМР на II кв. 2018
Письмо об индексах II кв. 2018
Индексы СМР на I кв. 2018
Об индексах СМР на II кв. 2018
Об индексах СМР на I кв. 2018
Индексы СМР, индексы изменения ПИР с 1998
Рекомендуем
Онлайн оценка квартиры
Онлайн-оценка автомобиля
Калькулятор физического износа
ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р)
Наши партнеры
Лист рассылки
Подписка на лист рассылки Оценщик.ру: Новости из мира оценки и нашего сервера
Вакансии
Компании ООО "Формула" требуется Руководитель управления оценки
Поиск по сайту
СВОД

Аплайн оценка

Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Методики | Словарь | Обзоры | СРО
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Сметный портал
Интервью | Наследование | Контакты | Оценка собственности | Английский бесплатно
Скорость интернета | Советы Туристам
 Рейтинг@Mail.ru