Оставить комментарий | Читать комментарии Судебная практика по делам, связанным с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки, в 2011-2012 годах
Судебная практика по делам, связанным с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки, в 2011-2012 годах кардинально изменилась. Этому способствовали изменения, внесенные в законодательство, регламентирующее установление кадастровой стоимости.
Так, Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о внесении изменений) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах её определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) изложен в новой редакции: «В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости».
Представляется, исключение в названном пункте спорного положения о процентном соотношении кадастровой и рыночной стоимости, фактически не реализуемого на практике, преследовало цель уменьшения количества судебных споров о результатах государственной кадастровой оценки земель. Однако указанные нововведения вызвали неоднозначное толкование их применения во времени.
Органами государственной власти, ответственными за проведение государственной кадастровой оценки земель и внесение ее результатов в государственный кадастр недвижимости, отстаивается следующая правовая позиция.
По общему правилу, закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие на отношения, возникшие уже после придания ему юридической силы, если иное не установлено в самом законе. Учитывая, что измененные положения п. 3 ст. 66 ЗК РФ вступили в силу 26.07.2010, то они могут распространять свое действие исключительно на будущий период.
Кроме того, толкование нормы п. 3 ст. 66 ЗК РФ необходимо проводить системно в соответствии с положениями Закона о внесении изменений. Так, согласно п. 1 ст. 5акон официально был опубликован 26.07.2010, то положения п. 3 ст. 66 ЗК РФ действуют применительно к той кадастровой оценке, договоры на проведение которой заключены позже 26.09.2010. Закона о внесении изменений положения названного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок. Поскольку означенный з
Таким образом, в соответствии с позицией компетентных органов, положения п. 3 ст. 66 ЗК РФ не применимы к отношениям, связанным с установлением рыночной стоимости земельного участка взамен его кадастровой стоимости, являющейся результатом государственной кадастровой оценки земель, проведенной до 26.07.2010 либо договоры на проведение которой заключены до 26.09.2010. В размере рыночной стоимости подлежит установлению лишь кадастровая стоимость, выступающая результатом государственной кадастровой оценки, проведенной после 26.07.2010.
У правообладателей земельных участков имелась отличная от изложенной выше точка зрения. Они считали, что кадастровую стоимость земельного участка возможно изменить на рыночную в любое время: и за прошедший, и на будущий периоды.
Определяющим для формирования практики арбитражных судов и урегулирования споров по поводу применения п. 3 ст. 66 ЗК РФ выступило Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010. Президиум ВАС РФ четко указал, что пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в нынешней редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность формирования кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Президиумом ВАС РФ разъяснен порядок рассмотрения споров об установлении кадастровой стоимости земельных участков. В постановлении указано, что требование, имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в частности в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза. Судом акцентировано внимание, что установленная таким образом в судебном порядке кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости не ранее вступления в законную силу судебного акта.
Арбитражный суд Омской области, руководствуясь данными разъяснениями Президиума ВАС РФ, отказывает в удовлетворении требований об установлении рыночной стоимости земельного участка в качестве кадастровой за период, предшествующий обращению.
Спустя полгода Президиум ВАС РФ при рассмотрении заявления ООО «Учебно-опытное хозяйство № 1» о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делу № А46-13112/2010 поддержал и конкретизировал ранее высказанную правовую позицию (постановление от 15.12.2011 № 1265/11).
В постановленном Президиумом ВАС РФ судебном акте изложено следующее.
Во-первых, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, подлежат рассмотрению по правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в результате действий органа кадастрового учета. В то же время суд указывает на то, что бремя доказывания законности присвоения этого, а не иного номера вида разрешенного использования при определении кадастровой стоимости земельного участка ложится на орган государственной власти.
Во-вторых, при определении номера группы видов разрешенного использования орган кадастрового учета не должен руководствоваться лишь сведениями о разрешенном использовании земельного участка, содержащимися в ГКН, а обязан установить, в состав какой территориальной зоны входит участок, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости. Причем, данный вывод Президиумом ВАС РФ сделан без ссылки на конкретную норму права, которой закреплен подобный порядок определения кадастровой стоимости, а путем системного толкования положений земельного, кадастрового и градостроительного законодательства.
Указанное постановление кардинально изменило судебную практику. Ранее суды соглашались с тем, что в силу требований законодательства орган кадастрового учета обязан определять кадастровую стоимость земельного участка, исходя из той группы видов разрешенного использования, максимально соответствующей разрешенному использованию, закрепленному правоустанавливающими документами и содержащемуся в ГКН, без учета фактического использования объектов недвижимости, расположенных на участке. В настоящее время в силу названного постановления Президиума ВАС РФ в судебных заседаниях судами детально исследуется вопрос функционального назначения объектов недвижимости, запрашивается у заявителей соответствующая техническая документация.
Таким образом, принятые Президиумом ВАС РФ в 2011 два постановления предопределили принятие решений арбитражными судами в пользу правообладателей по спорам, связанным с определением кадастровой стоимости земельных участков.
Анастасия Аверина, главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Омской области
Поделиться ссылкой в социальных сетях:
Комментарии к материалу: (пока комментариев нет) 3977
|