ПОЛУЧИТЕ ДИСТАНЦИОННО ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭКСПЕРТИЗA И ОЦЕНКA
Дистанционное обучение оценщиков и экспертов по всей России
в Московском университете «Синергия»

Оценка бизнеса | Оценка недвижимости
Судебная оценочная экспертиза
 Оценщик.ру   
Оценщик.ру
  Новости
События
Форум
Поиск по сайту
Контакты | Реклама
Работа
  Поиск
Вакансии
Резюме
Добавить резюме
Добавить вакансию
Оценка
  Методики
Отчеты об оценке
Обзоры, аналитика
Справочники и нормативы
Словарь оценщика
Курсы оценщиков
СРО Оценщиков
Оценка для опеки
Интерактив
  Кадастровая оценка
Интервью
Статьи
Рейтинги
Вопрос-ответ
Авторы на Оценщик.ру
ФСО 2022
  ФСО I Структура ФСО
ФСО II Виды стоимости
ФСО III Процесс оценки
ФСО IV Задание на оценку
ФСО V Подходы и методы
ФСО VI Отчет об оценке
Проекты Отдела оценки Росимущества
Конкурсы, тендеры
Экспертиза
 Рабочая группа по экспертизе отчетов об оценке

Интерактив / Вопрос-ответ


Оставить комментарий | Читать комментарии

Как оспорить кадастровую стоимость

Автор Алексей Абрамов
юрист компании Пепеляев Групп

В середине мая Минфин совместно с Минэкономразвития России предложили внести изменение в налоговое законодательство с целью изменения формулы исчисления налога физических лиц на принадлежащее им недвижимое имущество.

В частности, в качестве налоговой базы предполагается использовать не инвентаризационную стоимость, а кадастровую стоимость объектов недвижимости.

Прецеденты использования кадастровой стоимости в качестве налоговой базы свидетельствуют о том, что налоговая нагрузка может существенно возрасти. При том что установленные законом способы снизить ее являются недостаточно эффективными. Предлагаемое снижение ставки налога вряд ли будет сдерживать увеличение налогового бремени.

Кадастровая стоимость сейчас используется как основа для исчисления земельных платежей, а также для исчисления налога на имущество организаций в отношении ряда особых объектов недвижимости (деловые центры, торговые комплексы, офисные здания и др.). Она определяется оценщиком по результатам исполнения государственного заказа. Заказчиком выступает исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Во многих случаях определенная таким образом кадастровая стоимость оказывается в разы больше рыночной. Соответственно, существенно возрастают размеры платежей, исчисляемых на основании такой стоимости.

В такой ситуации актуальным может оказаться вопрос оспаривания кадастровой стоимости.

В соответствии с действующим законодательством сделать это можно в специальной комиссии или в арбитражном суде. Правда, в административном порядке оспаривание до сих пор нельзя было назвать эффективным. Комиссии, созданные при управлениях Росреестра по субъектам, отклоняют большинство подаваемых заявлений без какой-либо мотивировки.

В результате суды перегружены исками об оспаривании решений комиссий и пересмотре кадастровой стоимости. В 2013 году судами было рассмотрено более 9 тыс. таких исков.

Зато практика рассмотрения указанных споров обнажила большое количество проблем, из-за которых истцы не в состоянии защитить свои права на уплату экономически обоснованного налога. Так, например, во многих субъектах РФ (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) работы по определению кадастровой стоимости стали проводиться ежегодно. Ежегодно утверждается новая кадастровая стоимость, на основании чего истцы получают отказы в исках. В этом случае процедура оспаривания кадастровой стоимости фактически не функционирует. Новый иск вновь потеряет смысл с утверждением новой стоимости в конце года. При этом согласно текущей судебной практике вернуть переплаченные ранее платежи нельзя.

Судебная практика по этой категории споров сейчас еще только формируется, позиции судов к разрешению схожих вопросов зачастую диаметрально различаются. Однако можно утверждать, что проблем в области кадастровой оценки масса.

Введение в такой ситуации нового налога, который затронет интересы широких слоев населения, может эти проблемы существенно обострить.

Можно прогнозировать увеличение числа судебных споров. В настоящее время на оспаривание стоимости, как правило, отваживаются крупные землевладельцы и собственники недвижимости, когда переплаты исчисляются миллионами рублей. С принятием законопроекта суды, и так перегруженные работой, могут не справиться с наплывом однотипных исков от граждан-налогоплательщиков.

Иной проблемой может явиться изменение подведомственности споров об оспаривании кадастровой стоимости. Законопроект, внесенный в Госдуму, предусматривает исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости и отнесение рассмотрения дел указанной категории к компетенции судов общей юрисдикции. Арбитражные суды вырабатывают подходы к разрешению кадастровых споров на протяжении нескольких лет. Немаловажную роль в этом пока еще играет Высший арбитражный суд РФ (который, впрочем, скоро будет упразднен). В системе судов общей юрисдикции какие-либо системообразующие наработки и разъяснения отсутствуют.

В целом процедура оспаривания в суде (с учетом обжалования судебных актов) может затянуться на несколько лет. А учитывая другую законодательную инициативу, в соответствии с которой стоимость сначала в обязательном порядке надо будет оспаривать в комиссии (проект изменений в закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части совершенствования государственной кадастровой оценки), срок может еще и увеличиться.

Недостаточная же эффективность предлагаемых средств снижения завышенной кадастровой стоимости может привести к росту социальной напряженности.

Очевидно, что до введения рассматриваемого налога следует обобщить и проанализировать существующую практику применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы.

С нашей точки зрения, прежде всего подлежат пересмотру нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости. Колоссальная разница между рыночной и кадастровой стоимостью создает необходимость оспаривания последней. Причины образования такой разницы должны быть устранены.

Также должна быть оптимизирована работа комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Как указывалось выше, сейчас решения комиссий в основном отрицательные и заявители вынуждены обжаловать их в суде.

И наконец, в судебной системе должны быть выработаны однозначные подходы к разрешению кадастровых споров. Процедура оспаривания должна быть быстрой и эффективной, лишенной подводных камней.

Источник www.itar-tass.com

Поделиться ссылкой в социальных сетях:


Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

5147


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Полезное
ФЗ N135 Об оцен. деят-сти
ФСО I Структура ФСО
ФСО II Виды стоимости
ФСО III Процесс оценки
ФСО IV Задание на оценку
ФСО V Подходы и методы
ФСО VI Отчет об оценке
ФСО N5 экспертиза отчетов
ФСО N7 Оценка недвижимости
ФСО N8 Оценка бизнеса
ФСО N9 Оценка для залога
ФСО N10 Оценка машин
ФСО XI Оценка ИС и НМА
Земельный кодекс РФ
Индикаторы
Курсы валютс 29/06с 30/06
USD ЦБ78,4685 78,4685
EURO ЦБ92,2785 92,2785
Индекс стоимости жилья
0 $/кв.м.   Данные IRN.ru

Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 47349-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 45484-ИФ/09
Индексы СМР IV кв.2020, письмо № 44016-ИФ/09
Индексы ПИР IV кв.2020
Индексы СМР (VI)
Индексы СМР III кв.2020 (V)
Индексы СМР III кв.2020 (IV)
Индексы СМР III кв.2020 (III)
Индексы СМР III кв.2020 (II)
Индексы СМР III кв.2020 (I)
Индексы СМР, индексы изменения ПИР с 1998
Рекомендуем
Онлайн оценка квартиры
Онлайн-оценка автомобиля
Калькулятор физического износа
ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р)
Наши партнеры
Лист рассылки
Подписка на лист рассылки Оценщик.ру: Новости из мира оценки и нашего сервера
Вакансии
Компании ООО ОК ВЕТА требуется Оценщик бизнеса. Удаленно
Поиск по сайту
Аплайн оценка

Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Методики | Словарь | Обзоры | СРО
Отчеты об оценке | Справочники | Форум | Интервью | Рейтинги | Частный бухгалтер
Интервью | Контакты | Оценка собственности